Верховный суд Дагестана 22 октября приговорил жителя Карачаево-Черкесии Рашида Катчиева к девяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Ему предъявлено обвинение в нападении на Цумадинский район Дагестана в 1999 году.
Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-секретаря УФСБ России по Карачаево-Черкесии Анну Лызину, изучив доказательства, собранные в ходе предварительного расследования, суд пришел к выводу, что Катчиев виновен в участии в вооруженном мятеже, а также в незаконном приобретении, ношении, хранении, перевозке и передаче огнестрельного оружия, совершенных в составе организованной группы.
По словам Лызиной, Катчиев прошел обучение в центре «Исламская армия освобождения Кавказа» и в конце августа 1999 года в составе вооруженной группы отправился в Цумадинский район Дагестана.
Там организованная группа, в состав которой входил осужденный, захватила дагестанское селение Эчеда и в течение двух недель заступала на посты по охране местности, прилегающей к селению, сообщили в УФСБ.
По данным управления, в сентябре 1999 года Катчиев и еще около 70 вооруженных боевиков приняли участие в попытке захвата районного центра села Агвали. В ходе боестолкновения с сотрудниками органов внутренних дел Цумадинского района Дагестана трое сотрудников милиции были убиты и столько же захвачено в заложники.
«По словам Катчиева, участия в боестолкновении он не принимал, однако он осуществлял охрану пленных милиционеров», - пояснила Лызина.
После того, как Катчиев вернулся домой в Карачаево—Черкесию он устроился на работу и женился. На следствии он признался, что после своего возвращения из Чечни хотел обратиться в правоохранительные органы и рассказать о событиях, в которых принимал непосредственное участие, но, по словам Катчиева, его отговорила мать.
Как сообщает РИА «Дагестан» со ссылкой на сайт прокуратуры республики, прокуратурой Республики Дагестан данный приговор признан законным и обоснованным, назначенное наказание соразмерным в содеянном деянии.
7 августа 1999-го года в Ботлихский район Дагестана вошли отряды боевиков под командованием Шамиля Басаева и Хаттаба. Несколькими днями ранее в Цумадинском районе Дагестана начались вооруженные столкновения между местными радикалами и сотрудниками правоохранительных органов.
Боевые действия в Ботлихском, Цумадинском и ряде других районов Республики Дагестан продолжались весь август. Именно вторжение в Дагестан, как и последовавшие затем взрывы домов в Москве и Волгодонске, были использованы российским руководством для начала новой военной кампании в Чечне.
Большинство жителей Чечни до сих пор убеждены в том, что события августа 1999-го года в Дагестане были заранее спланированной провокацией спецслужб.
"Сегодня практически не говорят о том, что большинство из "напавших на Дагестан чеченцев" были вовсе не жители Чечни, а этнические дагестанцы. Что тогдашние лидеры оппозиции дагестанским властям Хачилаев, Алиев, Тагаев, Кебедов и другие призывали чеченцев на помощь. Что помимо Шамиля Басаева и Хаттаба руководство отрядами боевиков осуществляли дагестанские ваххабиты, Абдурахман, например, - сказал в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" 58-летний житель Грозного Вадуд Садаев, бывший преподаватель одного из грозненских ВУЗов. - Никто не задается вопросом, кому это все было выгодно, хотя совершенно очевидно, что тогдашним властям ЧРИ это было абсолютно не нужно".