На съезде "Единой России" 17 декабря президент России Владимир Путин сделал заявление, что примет пост премьер-министра в случае избрания Дмитрия Медведева президентом РФ на выборах 2 марта 2008 года.
"Если люди наши, граждане России, окажут доверие Дмитрию Анатольевичу Медведеву и изберут его новым президентом Российской Федерации, то и я буду готов продолжить нашу общую работу в этом случае в качестве председателя правительства Российской Федерации", - заявил Путин.
При этом президент РФ заверил, что с его приходом на пост премьера правительство не станет забирать у Кремля значительную часть функций и полномочий.
Между тем, ряд экспертов считают, что после назначения Путина премьером между правительством и президентом непременно произойдет "распределение полномочий, более соответствующее работе в паре". Такое мнение, в частности, выразил политолог Виталий Третьяков, комментарий которого приводит агентство "РИА Новости".
По мнению политологов, Путин, согласившись стать премьером, фактически заявил о намерении укрепить в России основы модели устройства власти "слабый президент - сильный премьер", которая уже наблюдалась в стране и ранее.
"В России уже была такая конструкция: сильный премьер и слабый президент, - говорит депутат Госдумы, глава фонда "Политика" Вячеслав Никонов. - Сам Путин был сильным премьером при Ельцине. Он знает, что реальные рычаги власти - у главы исполнительной вертикали".
Стоит отметить, что примером апробации схемы "слабый президент - сильный премьер" в отдельно взятом регионе России может служить и Чечня времен премьерства Кадырова при президенте Алханове, где упомянутая схема правления выразительно продемонстрировала свою несостоятельность в плане сохранения верховенства власти президента.
Коротко напомним сценарий развития политической ситуации в этой республике. Алу Алханов стал президентом Чечни 1 сентября 2004 года, но покинул этот пост досрочно, 15 февраля 2007 года, перейдя на пост заместителя министра юстиции России. Отставке Алханова предшествовал ряд событий, свидетельствовавших о нарастании напряженности между ним и тогдашним премьером Чечни Рамзаном Кадыровым.
В адрес Алханова со стороны Кадырова неоднократно направлялись обвинения в "бестактности" и "политической близорукости". В течение последних месяцев своего президентства он был лишен доступа на республиканское телевидение, а также был "отрезан" от печатной прессы. Тираж газеты "Даймохк", напечатавшей поздравительный номер к 50-летию президента, был изъят и сожжен.
Наряду с Алхановым в отставку ушли несколько крупных чиновников из его команды, в том числе его ближайший соратник - председатель Совбеза Герман Вок. После того, как Вок в интервью "Эху Москвы" 12 февраля 2007 года подверг Кадырова жесткой критике, правительство Чечни подтвердило, что он уволен со своей должности. Текст же заявления пресс-службы Алханова о том, что распоряжение об отставке Вока подписано не было, был снят с интернет-сайта, а в президентской пресс-службе отключили Интернет и телефоны.
По мнению многих экспертов и политиков, причиной отставки Алханова стал именно его конфликт с премьером и продолжительная "травля" со стороны Кадырова.
В частности, депутат Госдумы РФ Дмитрий Рогозин, комментировал отставку Алханова так: "Судя по тому, что А.Алханов вплоть до вчерашнего дня (14 февраля 2007 года - прим. "Кавказского узла") делал заявления о невозможности прекращения президентских полномочий, его отставка не может считаться добровольной и предпринята, вероятнее всего, под давлением непреодолимых обстоятельств - таких, как ужесточение требований Рамзана Кадырова и его окружения передать им всю полноту власти".
Французский политолог Лоран Винатье, комментируя смену президентской власти в Чечне, отметил также, что с самого начала президенства Алханова тогдашний полпред Путина в ЮФО Дмитрий Козак оказывал явную поддержку Рамзану Кадырову, выстраивая "особые прямые отношения между российским президентом и чеченским вице-премьером", благодаря чему Кадыров постепенно обрел абсолютную власть в Чечне.
Уже сразу после отставки Алханова большинство жителей Чечни были абсолютно убеждены в том, что должность президента Чечни займет никто иной, как Рамзан Кадыров.
"Алханов на фоне Кадырова выглядел достаточно бледно. Все, что происходит в республике, начиная от строительно-восстановительных работ и кончая спецопераций силовых структур, у нас привыкли связывать с именем премьера", - заявил тогда в интервью корреспонденту "Кавказского узла" преподаватель одного из вузов в Грозном.
Отметим, что сам нынешний президент Чечни Рамзан Кадыров, комментируя решение вчерашнего съезда "Единой России" о выдвижении Медведева и заявление Путина о готовности стать премьером при президенте Медведеве, выразил уверенность, что, согласившись принять должность премьер-министра РФ, Путин "и после президентских выборов останется главной политической фигурой в стране". Такое заявление, согласно сообщению РБК daily, Кадыров сделал в кулуарах по окончании съезда.
Как уже сообщал "Кавказский узел", Кадыров и ранее высказывал свое положительное отношение к тому, что Путин может занять кресло премьера РФ. Президент Чечни также выразил уверенность в том, что в случае избрания президентом РФ Медведева отношения России с Чечней продолжат развиваться по той же схеме, что и при президенте Путине.
Между тем, один из лидеров сепаратистов Чечни Ахмед Закаев, возглавляющий непризнанное Россией правительство самопровозглашенной ЧРИ, считает, что в случае избрания Медведева президентом РФ политика России в отношении Чечни может измениться.