Эксперт и глава НПО "Центр стратегических исследований Кавказа" Мамука Арешидзе считает, что формат, предложенный властями Грузии взамен СКК для урегулирования грузино-осетинского конфликта, является эфемерным.
"Формат "2+2+2" - несколько эфемерный подход к вопросу решения осетинского конфликта, - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Мамука Арешидзе. - Сам вопрос поставлен неправильно. Думаю, надо не Санакоева включать в формат переговоров, а выводить из него Северную Осетию. ОБСЕ и так участвует в диалоге".
По мнению эксперта, существует и другой формат: организационный комитет экономического толка, который работает в Женеве и тоже вовлечен в переговоры. "В данной ситуации экономическая составляющая может способствовать решению проблем", - считает Арешидзе.
Эксперт уверен, что в диалоге достаточно четырех участников. "Совершенно достаточным будет общение в формате "Россия+Грузия+Южная Осетия+ОБСЕ". Чем меньше количество участников, тем меньше будет излишней говорильни", - подытожил Мамука Арешидзе.
Напомним, что 4 марта государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили заявил, что грузинская сторона не считает, что СКК по урегулированию грузино-осетинского конфликта способна приблизить стороны к решению проблемы, и поэтому Грузия будет пересматривать этот формат.
По мнению Якобашвили, формат СКК "не удовлетворяет сегодняшним реалиям". Он отметил, что целью грузинской стороны является замена существующего формата на формулу 2+2+2: "правительство Грузии и правительство Санакоева + Россия и правительство Кокойты + ОБСЕ и Евросоюз".
При этом Якобашвили ультимативно заявил, что если это предложение не будет поддержано, то Грузия не будет работать в формате СКК. В состав СКК сейчас входят четыре сопредседателя, представляющие Грузию, Южной Осетию, Северную Осетию и Россию.
Следует отметить, что работа ССК последние несколько лет проходила фактически на грани срыва. За 2007 год комиссия провела только одно результативное заседание, которое прошло в октябре в Тбилиси.
Как уже сообщал ранее "Кавказский узел", президент Южной Осетии Эдуард Кокойты назвал заявление госминистра Грузии Теймураза Якобашвили о выходе страны из формата СКК серьезнейшим подрывом системы международных договоров, регулируемых Венской конвенцией о праве международных договоров от 23 мая 1969 года.
Напомним, что упомянутое соглашение было подписано 24 июня 1992 года первым президентом России Борисом Ельциным и главой государства (так назывался в тот период официальный титул) Грузии Эдуардом Шеварднадзе. В соответствии с Венской Конвенцией о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, международный договор не может быть денонсирован одной стороной без согласия других участников.
Ранее обеспокоенность тем, что односторонний отказ от формата, принятого четырьмя странами, приведет к обострению ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта, выразили заместитель министра иностранных дел Южной Осетии Алан Плиев и полпред Южной Осетии в России Дмитрий Медоев.
Между тем, 4 марта парламент Южной Осетии обратился к Генеральному секретарю ООН, Президенту, Совету Федерации и Госдуме России, а также к главам государств и парламентов СНГ и стран Евросоюза с просьбой о признании независимости Республики Южная Осетия.