Родственники убитого вчера, 8 мая, в селе Кантышево Назрановского района Иссы Арсаева заявили корреспонденту "Кавказского узла", что убитый не являлся террористом и не готовил никаких терактов.
"Он не был террористом и боевиком, если бы он мог иметь к тому, в чем его обвиняют, хоть какое-то касательное отношение, то мы бы об этом знали", - сказал дядя убитого Борис Арсаев.
Напомним, что, как уже сообщал "Кавказский узел", согласно сообщению представителя штаба временной группировки войск, 8 мая в населенном пункте Кантышево в Ингушетии, по предварительным данным, убит участник незаконных вооруженных формирований.
"Сотрудники правоохранительных органов проводили утром в четверг спецоперацию по задержанию и ликвидации участников незаконных вооруженных формирований. Согласно предварительным данным, при обнаружении боевик оказал сопротивление бойцам спецназа и был уничтожен", - сказал "Интерфаксу" представитель штаба.
Между тем, соседи, наблюдавшие происходившее из своих окон, сообщают, что около 8.30 утра Исса Арсаев,1985 года рождения, был убит в 200-300 метрах от своего дома в селении Кантышево, когда отправлялся на работу.
Они утверждают, что за 10-15 минут до происшествия, на месте, где Арсаев позже был убит, расположились 30-40 сотрудников российских силовых структур, прибывшие на двух БТРах, двух "Газелях" темно-синего цвета и нескольких УАЗах без номерных знаков.
Когда Исса Арсаев направляясь к автобусной остановке, проходил мимо силовиков, по нему был открыт без всякого предупреждения огонь на поражение. При этом, утверждают соседи, Исса Арсаев не оказывал никакого сопротивления и при нем не было оружия.
Всего, по словам родственников, Исса Арсаев получил 8 пулевых ранений - в спину, ногу и два выстрела в голову.
То, что у битого не было при себе никакого оружия, утверждают сестра и мать убитого, которые провожали его на работу. "Исса был одет в легкую одежду, под которой невозможно спрятать оружие. На нем были обтягивающие джинсы, футболка и ветровка", - рассказывает сестра убитого Фатима.
"По любому закону следует, что если со стороны человека не было никакого сопротивления, то его нельзя убивать, никто на это не имеет права. А Исса не оказывал никакого сопротивления", - отметил корреспонденту "Кавказского узла" один из родственников убитого.
Исса Арсаев, со слов родственников, работал программистом еще со школы, а до убийства 4 года уже состоял программистом в Налоговой службе Ингушетии. Имел одно высшее экономическое образование по специальности "бухучет, анализ и аудит" и получал второе высшее образование на 5-м курсе Ингушского госуниверситета по специальности "финансы и кредит". Активно занимался спортом, увлекался дзюдо.
По словам соседей убитого, Исса Арсаев имел характер спокойного и скромного человека, был человеком надежным, не имел вредных привычек - не курил, не выпивал, вовремя совершал молитвы.
Отметим, что в своем докладе "Ситуация на Северном Кавказе. Осень 2007 г. - весна 2008 г." Правозащитный Центр "Мемориал" указывает на существование практики в Ингушетии, когда "силовики" осуществляют внесудебные казни при проведении спецопераций, – людей расстреливают якобы при попытке их задержания. После убийства "силовики" ссылаются на то, что задерживаемый оказывал вооруженное сопротивление, но в ряде случаев свидетели утверждают обратное.
Применение этой тактики, считают авторы доклада, возможно, связано с тем, что силовым структурам, осуществляющим контртеррористические операции на Северном Кавказе, в последние годы были даны указания бороться с практикой насильственных исчезновений людей, которая наносит урон репутации РФ.
Так, "Кавказский узел" в сентябре прошлого года сообщал о том, что 2 сентября около детского сада "Рябинка" в Карабулаке в ходе спецоперации по обнаружению расстрелявших семью русской учительницы Веры Драганчук был убит Апти Долаков. В УФСБ заявили, что Долаков и еще один задержанный в ходе этой спецоперации - Илез Долгиев причастны к ряду громких преступлений, совершенных в последние месяцы в Ингушетии.
Жители Ингушетии, однако, практически сразу после убийства Долакова выступили с обращением к прокурору Ингушетии Юрию Турыгину, где выразили сомнение в том, что убитый являлся боевиком и обвинили прокурора в предвзятости.
Детали убийства Апти Долакова журналист и эксперт Юлия Латынина описывает следующим образом: он пробовал бежать, его ранили в ногу, потом стреляли в живот, потом в голову. Затем, уже мертвому, вложили ему в руку гранату.
Виноват убитый в приписываемых ему преступлениях или нет - для свидетелей убийства непонятно. Что для них понятно - так это то, что в момент убийства он был безоружный, то есть беззащитный. И люди уже говорят про него не "террорист", а "пострадавший", поясняет Ю. Латынина.
А последний подобный случай произошел 12 марта в станице Троицкой, когда был убит Рустам Муцольгов. Напомним, что, как утверждает Управление ФСБ России по Ингушетии, Муцольгов намеревался в качестве террориста-смертника совершить диверсионно-террористический акт в местах массового скопления людей. По данным правоохранительных органов, Рустам оказал сопротивление во время контртеррористической операции и подорвал себя гранатой.
Между тем, по словам матери убитого, целью сотрудников силовых структур Ингушетии была ликвидация, а не поимка молодого человека. "Силовики не собирались ловить моего сына, они просто хотели его убить и все время стреляли в него. Соседи видели все это и рассказали мне", - сказала Эсет Муцольгова.
А по данным одного из сотрудников РОВД станицы Троицкая, который видел тело убитого, тело Рустама Муцольгова было сильно обезображено, и на нем были следы огнестрельных ранений.
"Кавказский узел" продолжает отслеживать развитие ситуации в Ингушетии и ведет хронику происходящих там событий.