Правозащитники обеспокоены ситуацией, сложившейся вокруг батальона "Восток" 42-й мотострелковой дивизии Министерства обороны РФ, расположенного в Чечне, и заявляют о том, что независимо от политического контекста, тяжкие преступления, вскрывшиеся в последние недели, должны быть расследованы.
Как говорится в заявлении Правозащитного центра "Мемориал" "О ситуации вокруг батальона "Восток": преступники должны быть наказаны", комментируя конфликт, возникший между кортежами президента республики и командира одного из подразделений "Востока", средства массовой информации обычно делают акцент на противостоянии властей Чечни и очередной федеральной силовой структуры, воспринимая ставшие достоянием гласности преступления лишь как фон и повод для конфликта.
Напомним, 14 апреля в городе Гудермес произошли столкновения между охранниками президента Чечни Рамзана Кадырова и группой военнослужащих батальона "Восток", которыми руководил младший брат командира этого подразделения Сулима Ямадаева Бадрудди. Со стороны республиканского руководства в адрес командира батальона Сулима Ямадаева и его подчинённых последовали многочисленные обвинения в тяжких преступлениях.
Как отмечает ПЦ "Мемориал", такое же понимание ситуации, что и СМИ, продемонстрировало и руководство Министерства обороны. 13 мая со ссылкой на Министерство, сообщалось о предстоящей в батальоне "Восток" "переаттестации личного состава", поскольку это подразделение (как и другой спецбатальон "Запад") "было создано в условиях боевых действий и формировалось на скорую руку".
Последующие комментарии, продолжают правозащитники, раскрыли суть претензий к батальону: ни слова не сказано о тяжких преступлениях, в которых обвиняют командиров и бойцов "Востока". Так, сегодня стало известно, что прокурорская проверка в отношении офицеров, которые оставили службу и перестали являться в расположение батальона, идёт по факту невыходов на службу в течение более десяти дней, что по закону влечет уголовную ответственность. Сам же батальон, - как решено на расширенной коллегии Министерства Обороны, - сохраняется в прежнем статусе и под прежним командованием.
По мнению ПЦ "Мемориал", эта запоздавшая на месяц реакция федерального центра совершенно не соответствует сложившейся обстановке, так как в адрес командования батальона "Восток" были высказаны обвинения в вымогательстве, в похищениях, "исчезновении" и убийствах людей.
Так, командиру батальона "Восток" Сулиму Ямадаеву припомнили участие в криминальном отъёме мясокомбината "Самсон" в Санкт-Петербурге у чеченского предпринимателя Абубакара Арсамакова, - "рейдеры" под руководством Ямадаева его пытали, требуя отказаться от имущества.
История эта получила огласку, после чего в Чечне "исчезли" двое братьев Абубакара Арсамакова - Юнус и Юсуп. Теперь в их исчезновении также обвиняют Ямадаева, говорится в заявлении.
12 мая стало известно о заявлении чеченского бизнесмена, живущего в Москве, которого якобы в январе 2007 года люди Ямадаева похитили и удерживали, а за освобождение пришлось заплатить два миллиона рублей.
6 мая стало известно о найденном на окраине Гудермеса массовом захоронении, в котором находятся останки людей, якобы похищенных бойцами "Востока".
Речь также зашла о "зачистке" станицы Бороздиновская в июне 2005 года, когда, по крайней мере, один человек был убит и одиннадцать исчезли, после чего жители покинули станицу, бежав в Дагестан. ПЦ "Мемориал" напоминает, что ранее военная прокуратура придерживалась версии, что, действительно, спецоперацию в Бороздиновской проводили бойцы одного из подразделений "Востока", однако, в убийствах и "исчезновениях" виновны не они, а вошедшие в станицу непосредственно после этого неизвестные боевики.
С самого начала юристы "Мемориала", говорится в заявлении, осуществляли правовую защиту пострадавших жителей Бороздиновской, а теперь представляют некоторых из них в Европейском суде по правам человека. Правозащитники отмечают, что продвижению этого дела в Страсбурге, несомненно, будет способствовать заявление высшего должностного лица Чеченской Республики о том, что преступления в Бороздиновской совершили именно бойцы батальона "Восток".
"Преступления, вменяемые командиру батальона "Воcток" и его подчинённым - отнюдь не эксцесс исполнителя, но результат действия сознательно созданной системы, с неизбежным последующим её коррупционным использованием", - заявляет ПЦ "Мемориал", отмечая, что с самого начала "контртеррористической операции" в Чеченской Республики основным инструментом федеральной стороны стал отнюдь не закон, и не насилие, основанное на законе.
В ходе вооруженного конфликта в Чеченской Республике "исчезли" тысячи человек в результате тактики "эскадронов смерти", использовавшейся российскими силовыми структурами - похищений людей, пыток и внесудебных казней, отмечают правозащитники.
"Затем, в процессе "чеченизации" конфликта, полномочия по осуществлению подобного беззаконного насилия были в значительной мере переданы от федеральных силовых структур местным, сформированным из этнических чеченцев", - говорится в заявлении.
Так, в причастности к похищениям людей и внесудебным казням был обвинен командир спецгруппы ФСБ "Горец" Мовлади Байсаров. Когда в 2006 году обострился конфликт Байсарова республиканскими властями, ход получило уголовное дело об "исчезновении" и убийстве семьи Мусаевых. По версии прокуратуры, Мовлади Байсаров их лично похитил, перевозил, где-то содержал, и, наконец, расстрелял. После того, как сам Байсаров был убит в Москве, уголовное дело в связи с его гибелью было прекращено.
ПЦ "Мемориал" обращает внимание на то, что, насколько известно, никто из его подчинённых к ответственности привлечён не был, - кроме самого Байсарова, в деле фигурировали "не установленные следствием лица". Дело было представлено так, будто это преступление Байсаров совершил в личном качестве, в свободное от основной работы время, а вопрос о том, что он действовал как командир спецгруппы ФСБ, вовлекал в преступление своих подчинённых, о том, что преступна была деятельность самой этой структуры, просто не ставился.
Правозащитники отмечают, что бойцы спецгруппы "Горец" вошли в состав других местных силовых структур. Кроме этого, не были расследованы иные аналогичные преступления, к которым могли быть причастны Байсаров и его подчинённые.
К похищениям и "исчезновениям" людей были причастны и люди, служившие в Службе безопасности Президента Чечни и так называемом Антитеррористическом центре, отмечается в заявлении.
В качестве примера правозащитники приводят Аламбека Ясаева, ставший затем командиром Полка патрульно-постовой службы № 2, а потом заместитель министра внутренних дел Чеченской Республики. Этот факт признал на встрече с сотрудниками ПЦ "Мемориал" в феврале 2008 г. Рамзан Кадыров.
Ясаев был отстранён от должности в октябре 2007 года, после попытки выступления против другой группировки местных силовиков. Он покаялся и бежал из республики, но тем дело и ограничилось. Не было начато расследование преступлений, не были названы и причастные к этим преступлениям подчинённые Ясаева.
"Нельзя допустить, чтобы "дело батальона "Восток" завершилось лишь отстранением от должности его командира и увольнения со службы ряда его подчинённых", - говорится в заявлении Правозащитного центра "Мемориал", который намерен и в дальнейшем внимательно следить за ходом расследования эпизодов похищений, пыток, внесудебных казней, вымогательств и других преступлений, совершённых военнослужащими батальона "Восток".
"Мы надеемся, что расследование этих преступлений будет доведено до конца, независимо от хода и исхода конфликта между административными и силовыми структурами в Чечне. Мы надеемся, что в ходе расследования преступлений, совершение которых требовало участия более одного человека, остальные не будут отнесены к категории "не установленных следствием лиц", и что следствие выявит всех участников этих преступлений, не ограничившись командованием батальона "Восток"", - отмечают правозащитники.
ПЦ "Мемориал" заявляет, что такое расследование стало бы шагом к преодолению системы организованной безнаказанности, созданной на Северном Кавказе.
"Мы считаем, что преступления, совершённые сотрудниками силовых структур, между которыми действовали отношения подчинения, не будут квалифицированы как действия некой "преступной группы", но что будет названа и осуждена сама система и практика деятельности "эскадронов смерти", творивших военные преступления и преступления против человечности в Чеченской Республике", - говорится в заявлении.
Как уже сообщал "Кавказский узел", президент Чечни, парламент и Уполномоченный по правам человека в ЧР настаивали на необходимости ликвидации батальона "Восток", или, как минимум, смены его командира. На минувшей неделе Кадыров объявил, что комбат Сулим Ямадаев отстранен от своей должности, а его обязанности "сейчас выполняет другой человек".
Отметим, что, в свою очередь, Сулим Ямадаев 18 апреля обвинил руководство Чечни в сокрытии правды о происходящем в республике, в частности, об убийствах. В эфире радиостанции "Эхо Москвы" Сулим Ямадаев сказал: "Почти каждый день убивают в Чечне. Рамзан (Кадыров) просто явно врет по телевизору".
По мнению исследователя международной правозащитной организации "Хьюман Райтс Вотч" по России Татьяны Локшиной, конфликт между двумя самыми влиятельными чеченцами Рамзаном Кадыровым и Сулимом Ямадаевым является хорошей иллюстрацией того, насколько нестабильна ситуация в Чечне.