5 июня в Национальном Собрании Армении прошли парламентские слушания по внеочередному докладу Защитника прав человека Армении Армена Арутюняна, который был посвящен выборным и поствыборным процессам в Армении. По мнению Арутюняна, представители власти искажают суть его доклада.
Как сообщает корреспондент "Кавказского узла", слушания продлились свыше 7 часов и были организованы постоянными парламентскими комиссиями по правам человека и евроинтеграции. Генеральный прокурор Армении Агван Овсепян и министр юстиции Геворк Даниелян представили свои возражения и замечания по докладу омбудсмена, суть которых сводилась к тому, что он превысил свои полномочия.
Во время слушаний А.Арутюнян заявил, что его оппоненты искажают суть доклада и дают подробные ответы на вопросы, которые там не поставлены: "Таким образом, создается иллюзия обоснованных ответов на вопросы". Омбудсмен считает, что ни Генеральная прокуратура ни министерство юстиции не имеют право говорить о том, что он превысил свои полномочия: "Произошло столкновение мировоззрений, мышления и менталитетов, по этой причине, вместо дискуссий, произошла тотальная нетерпимость, а основой тоталитаризма является тотальная нетерпимость, культура нетерпимости. Многие говорили об общечеловеческих ценностях, в действительности растоптали эти ценности".
На слушаниях А.Арутюнян вновь повторил вопросы поставленные им в докладе, в частности: кто был организатором операции 1 марта? Кем были стрелявшие люди в масках? Кто дал приказ открыть огонь? Вместо того чтобы дать ответы на эти вопросы, прокуратура, по мнению А.Арутюняна, становится в позу обиженного.
Защитник прав человека, по пунктам, дал детальные ответы на все вопросы поставленные Генеральным прокурором и министром юстиции. В своих ответах он несколько раз подчеркнул, что чувствует дух советской юриспруденции в вопросах прокуратуры и министерства юстиции.
Армен Арутюнян обратил внимание присутствующих на то, что зачастую его критиковали за то, что в своем докладе он использовал неофициальные источники, забывая, что Защитник прав человека является единственным должностным лицом, который не только имеет право, но и обязан пользоваться неофициальными данными.
"Если я буду пользоваться только официальными данными, то я не смогу выполнять свои обязанности. Просто должен буду повторять официальные версии и садится на свое место. Весь смысл института Защитника прав человека состоит в том, что он является посредником между властью и обществом. Поэтому общество должно получить ответы на интересующие его вопросы, для того чтобы существующее напряжение спало", - сказал Армен Арутюнян.
Он также в очередной раз адресовал свою критику Общественному телевидению Армении, главная информационная программа которого "Айлур", в течение целого месяца так и не осветила его доклад и не обратилась за разъяснениями к Защитнику прав человека. С другой стороны, когда появились возражения Генеральной прокуратуры и министерства юстиции, то "Айлур" в течение недели трижды информировал свою аудиторию об этих возражениях. Армен Арутюнян представил это как образец нетерпимости и стремление уклониться от дискуссии.
Выступление омбудсмена приветствовали аплодисментами присутствующие на слушаниях представители общественных организаций, родственники находящихся под стражей и присутствующие иностранцы.
Ранее "Кавказский узел" сообщал, что 5 марта президент Армении Роберт Кочарян выразил недовольство деятельностью Арутюняна, который выдвинул ряд вопросов в адрес властей по поводу беспорядков в Ереване. "Назначение омбудсмена было одним из моих самых неудачных кадровых предложений", - заявил Кочарян. По его мнению, из заявлений омбудсмена создается впечатление, что Защитник прав человека вообще не владеет ситуацией и не совсем представляет себе предмет обсуждений.
Тогда еще бывший президентом Армении Роберт Кочарян поздно вечером 1 марта подписал указ о введении в Ереване чрезвычайного положения сроком на 20 дней. 10 марта президент Кочарян своим указом частично отменил в стране режим ЧП. 13 марта президент Армении также внес в указ изменения, согласно которым СМИ было запрещено "распространять призывы на участие в несанкционированных мероприятиях", а 20 марта режим чрезвычайного положения был отменен полностью. Прокуратурой Армении выдвинуты обвинения против 59 человек за участие в массовых беспорядках в Ереване.
С критикой в адрес шагов властей Армении, направленных на ограничение свобод, 17 апреля выступили США и призвали незамедлительно освободить всех арестованных по политическим причинам.
В тот же день на пленарном заседании Парламентской Ассамблеи Совета Европы был принят доклад о ситуации в демократических институтах Армении.
А за день до этого, 16 апреля, на заседании Комитета по мониторингу ПАСЕ было сделано заявление о том, что пока Армения не выполнит требования доклада специальной мониторинговой группы Парламентской Ассамблеи Совета Европы об освобождении политических заключенных и об изменении поправок, внесенных недавно в закон о проведении митингов, членство Армении в СЕ будет поставлено под сомнение. Согласно тому же заявлению, в случае неудовлетворения требований доклада, ПАСЕ на своей летней сессии может рассмотреть вопрос о лишении голоса делегации Армении.