После того, как Россия начала вооруженную операцию ввиду вторжения грузинских войск в Цхинвали, жители подконтрольных Грузии населенных пунктов сообщают о фактах мести жителей Южной Осетии, заявляя об убийствах грузин по национальному признаку. Наблюдатели отмечают, что жертвы этой короткой, но жестокой войны с обеих сторон страдали по этническому признаку.
Доступ журналистов в контролируемые российскими войсками районы ограничен, и потому большинство опрошенных корреспондентом американской газеты The New York Times жертв – это грузины.
Мужчины, пришедшие в дом к Гюльнаре Милитаури, похоже, знали что ищут. Войдя на кухню, они застрелили мужа и брата женщины. Следующие пять дней, когда снаружи происходили нападения, и шло мародерство, она пряталась дома, поливая трупы уксусом в попытке предотвратить тление, пишет издание.
В деревне с населением около 3,8 тыс. человек, по словам жителей, было застрелено 11 человек. Как и многие пожилые грузины, 70-летняя Милитаури, преподающая язык в школе, решила после первого нападения не покидать свое жилище. 12 августа загорелся соседний дом, потом следующий. Бежать было поздно, и поэтому вместе с оставшимися членами семьи она сидела и ждала.
Когда мужчины только пришли к ней домой, она пыталась с ними шутить. Она была из Цхинвали, столицы Южной Осетии, откуда, по ее мнению, прибыли и эти люди, и знала тамошних жителей. "Они сказали: "У нас нет времени разбираться с твоими знакомствами", – рассказала женщина, которая в настоящее время находится в Тбилиси. Застрелив мужа и брата, они забрали трактор, советский автомобиль, ботинки и стеклянную посуду, после чего ушли.
Шамиля Окропиридзе, которому было за 60 лет, застрелили, когда он открыл ворота, чтобы посмотреть, что за шум снаружи, рассказывает местный житель Зураб Рамадзе. Его тело не удавалось похоронить несколько дней – во дворе до сих пор чувствуется запах тления.
38-летнего Кобу Чашашвили также застрелили без всяких разговоров. Рамадзе пытался похоронить его во дворе, но повсюду были мародеры, поэтому он тихо похоронил убитого в подвале.
В некоторых случаях беженцы знали, кто из осетин, из каких деревень, сжигал их селения. Грузин по имени Мурат из Эредви, живущий в пустой школе в пригороде Тбилиси, рассказал, что осетины из Сарабуки, Осури и Приси сожгли часть его деревни.
Вторую волну мародеров составляли незнакомые люди. Они застрелили соседку Мурата, когда та просила не трогать ее дом. Спустя несколько дней ее тело оставалось на том же месте.
Французская газета Le Monde также пишет о бесчинствах в грузинских деревнях Южной Осетии. В подвале одного дома, который взорвали, подорвав газовые баллоны, осетинские ополченцы нашли семью, у которой отняли все, что она пыталась спрятать, а потом поставили взрослых на колени и пустили им пулю в голову, приводит рассказ грузинского крестьянина издание.
В свою очередь, югоосетинская сторона также обвиняет грузинскую армию в этнических чистках и военных преступлениях.
По словам уроженки Цхинвала Светланы Козаевой, которые приводит итальянское издание La Nazione, «грузинские танки шли от одного дома к другому и стреляли по подвалам один, два, три раза».
«Они знали, что в подвалах укрылись те, кто не смог уйти - дети, женщины, старики. Убежище моей тети и моей племянницы не стало исключением. Они оказались запертыми в подземелье на три дня и три ночи, вместе с тремя трупами, которые начали разлагаться».
"Пожилая женщина, которую я помню только по имени, Мария, бежала по улице вместе с двумя внуками. Грузинский танк догнал их и раздавил... Мне рассказывали, что в Мугути, в 10 км от Цхинвали, люди спрятались в маленькой церкви. 2 грузинских танка открыли по ней огонь - 12 убитых", - говорит С.Козаева.
«Это была этническая чистка. Грузины опустились до того, до чего не опускались даже немцы во Второй мировой войне», - заключает 45-летняя осетинка.
Стоит напомнить, что 15 августа президент Южной Осетии Эдуард Кокойты заявил, что грузинские села в Южной Осетии полностью зачищены, и больше грузин туда пускать не будут. Кокойты пояснил, что мирные жители оттуда ранее были вывезены в Грузию, и кроме грузинских войск там никого не было.
Однако 17 августа российский МИД сообщил, что грузинские беженцы имеют полное право вернуться в свои села, которые покинули после обострения конфликта, назвав заявление Кокойты "эмоциональным под воздействием ситуации, сложившейся в результате осуществленного грузинским руководством массированного вооруженного нападения на Южную Осетию".
"Новые известия", между тем, ранее сообщали, что южноосетинские войска и ополченцы жгут и грабят грузинские села в Южной Осетии. Так, согласно изданию, 12 августа во время зачистки грузинского села Нул, где накануне проходил ожесточенный бой, осетины жгли дома и вывозили ценные вещи, которые не успели забрать с собой грузинские беженцы.
Международная правозащитная организация "Хьюман Райтс Вотч" также заявляет о поджогах и мародерстве в селах Южной Осетии. Представитель организации Татьяна Локшина, которая сейчас находится в зоне конфликта, сообщает, что в селениях остались лишь немощные старики, положение которых катастрофично, у них нет продуктов питания и воды, им никто не оказывает помощь. Правозащитники, как передает "Эхо Москвы", считают ситуацию "совершенно недопустимой".
Как уже сообщал "Кавказский узел", 133 человека среди гражданского населения Южной Осетии признаны жертвами грузинской агрессии. Таковы официальные данные, озвученные вчера, 20 августа, заместителем главы следственного комитета при прокуратуре РФ по Южному федеральному округу Борисом Салмаксовым.
Согласно уточненным данным югоосетинских властей, во время военных действий в августе погибли 1492 жителя Южной Осетии. Речь идет о погибших в Цхинвали и его пригородах.
По уточненным данным, в результате боевых действий в Южной Осетии погибли 64 российских миротворца. Кроме того, зарегистрировано 323 раненых и контуженых военнослужащих, без вести пропавших нет.
Грузинская сторона также сообщила о своих потерях - в результате военных действий со стороны Грузии погибло 215 человек, ранены 1 469 человек. Из них погибли 69 человек и ранены 61 человек из числа мирного населения.
Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) уточнило число лиц, перемещенных в результате конфликта в Южной Осетии. Их уже 158 тысяч и все они нуждаются в гуманитарной помощи.
Примерно 30 тысяч пострадавших бежали в Россию. Ранее сообщалось, что на юге России официально зарегистрировано более 17 тысяч беженцев из Южной Осетии. Но большинство перемещенных лиц нашли приют в самой Грузии. Минюст Грузии на сегодняшний день зарегистрировал 90 тысяч беженцев.