Президент Чечни Рамзан Кадыров не видит никакой связи между происходящим в Южной Осетии, Абхазии и Чеченской Республикой.
По словам Кадырова, сегодня республика перешла от фазы возрождения к устойчивому развитию, и у нее есть все перспективы стать одним из ведущих в экономическом плане регионом России. "Новые потрясения, чем бы они ни мотивировались, нам не нужны. Жители Чечни, в полной мере ощутившие прелести псевдосуверенитета, твердо заявляют о том, что к такому прошлому возврата быть не может", - заявил он.
"Россия - многонациональное и многоконфессиональное государство. Национальная политика страны учитывает разнообразные потребности и чаяния всех народов, живущих в России. Народ Чеченской Республики на деле ощущает свою принадлежность к великой стране", - заявил Кадыров.
Отметим, что кандидат в президенты США Джон Маккейн сегодня заявил журналистам, что в ближайшие недели планирует провести "серьезную дискуссию" на тему независимости Чечни.
"После незаконного признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, страны Запада должны подумать о независимости Северного Кавказа и Чечни, которая подвергалась кровавому насилию со стороны России. Россия обвиняет Запад в двойной морали. Мы возвращаем эти обвинения Кремлю и указываем ему на двойную мораль относительно Чечни и Северного Кавказа", - цитирует слова Маккейна агентство "Regnum".
Это заявление американского политика Кадыров назвал провокационным, передает "Интерфакс". "Американцы пытаются за уши притянуть Чечню к этим событиям, но это бесперспективное занятие", - отметил он.
Между тем, по мнению президента института стратегических оценок Александра Коновалова, прокомментировавшего решение о признании Россией Абхазии и Южной Осетии и заявление Кадырова, вопрос о признании независимости Чечни может возникнуть опять.
Политолог уверен, что признание этих республик Россией обязательно повлияет на ситуацию на Северном Кавказе. "То, что один раз послужило аргументом, конечно, может послужить аргументом и вторично", - заявил Коновалов в эфире радиостанции "Эхо Москвы", подчеркнув, что это решение Медведева закладывает "некоторую мину замедленного действия", которая, хоть и неизвестно когда, но обязательно сработает.
Политолог напомнил, что никто не знал, что те границы, которые проводились в сталинском Советском Союзе, когда Абхазию включали в состав Грузии исходя из административной и политической целесообразности, когда-то станут официальными государственными границами. По его мнению, это также было миной тогда чисто теоретической.
Александр Коновалов сомневается, что сейчас в Чечне нет ни одного человека, который бы не был согласен с Кадыровым. По его словам, "президенты, даже такие молодые и крепкие, приходят и уходят, ситуация меняется".
Более того, по мнению Коновалова, Кадырову сейчас нигде лучше, чем с Москвой, не будет. "Нигде он не будет так обласкан, нигде у него не будет столько привилегий, нигде ему не будет предоставлена такая свобода", - говорит политолог.
Что касается американцев, то Коновалов считает, что они не вполне разбираются в ситуации. "Я думаю, что до событий (в Южной Осетии и Абхазии — прим. "Кавказского узла") в Америке не нашелся бы ни один политик, который бы нашел на карте Южную Осетию и Абхазию и знал бы, чем они друг от друга отличаются. Это не предмет первого внимания со стороны американских политиков, особенно с выборов собственного президента", - говорит он.
По мнению политолога важнее то, что, по его мнению, сложившейся ситуацией могут воспользоваться на Северном Кавказе, который "очень многонационален, очень поликонфессионален, где очень разные интересы". И могут найтись люди, которые скажут "если осетинам и абхазам можно уйти из Грузии, то почему нам нельзя уйти из России?", поясняет Коновалов.
Напомним, что 21 марта 2007 года находившийся в Москве глава Чечни Рамзан Кадыров заявил о намерении руководства республики отказаться от подписания договора о разделении полномочий с федеральным центром, таким образом отказавшись от идеи суверенитета республики, прописанной в Конституции Чечни.
Отметим, что тогда жители республики неоднозначно отнеслись к такому заявлению Кадырова. Некоторые наблюдатели посчитали, что таким образом руководство республики намерено добиться от Москвы каких-то серьезных преференций.
В то же время, политологи говорят о том, что отношения Грозного и Москвы на уровне политической практики - это типичная конфедералистская модель. По мнению независимого российского политолога Дмитрия Орешкина, на уровне риторики говорится о том, что в России существует вертикаль власти, и Москва контролирует Чечню, но на самом деле - ее полностью контролирует Кадыров.
Российские власти торгуются и договариваются с президентом Чечни, утверждает политолог. "Кто от кого зависит, на самом деле, вопрос очень сложный. Это и есть конфедерация", - подчеркивает Орешкин.
К мнению о том, что сепаратисты в Чечне встроены в российскую власть пришел и заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов. "Рамзан Кадыров ведет не только самостоятельную внутреннюю политику, но и внешнюю", - заявляет Маркедонов.
Чеченские сепаратисты, также признавая достижения нынешнего руководства Чечни, говорят о том, что уже все готово к следующему шагу - независимости республики. Так, в мае текущего года один из лидеров чеченских сепаратистов Ахмед Закаев заявил, что деколонизация Чечни - это свершившийся факт: "Чечня де-юре и де-факто стала абсолютно не то чтобы независимой, но сам процесс деколонизации уже завершился".
Закаев при этом отметил отметил, что сегодня у нового президента есть исключительный шанс оформить отношения Чечни с Россией с позиции права, добавив, что "без свободной Чеченской республики в России не будет ни стабильности, ни демократии".