В Грузии расследуются причины пожара, вспыхнувшего в последний день военных действий на Кавказе в одном из самых известных национальных парков страны Боржоми-Харагаули, подозрения в поджоге пали на Россию.
Сообщения о лесных пожарах на территории заповедника и в его окрестностях стали поступать в администрацию парка 15 августа, в день, когда президент Грузии Михаил Саакашвили подписал соглашение о прекращении огня.
Пожар нанес урон местной экономики, которая сильно зависит от туризма. Кроме материального отмечается и моральный ущерб, в котором грузины склонны видеть козни Москвы, пишет англоязычная The Washington Post, перевод которой выложен на сайте InoPressa.ru.
Как утверждают местные жители, за несколько часов до начала пожара они видели в небе "вертолет камуфляжной расцветки", который летел со стороны Боржоми. По словам представителей властей, некоторые деревенские жители видели неизвестные "горящие объекты", которые падали с вертолета. Позднее полиция обнаружила на месте пожара загадочную металлическую сферу диаметром в три дюйма.
Официальный представитель министерства внутренних дел Грузии Шота Утиашвили заявил, что вертолеты наверняка были российские, так как грузинские вертолеты в тот период в воздух не поднимались, а у Южной Осетии их нет. Утиашвили предположил, что поджог мог произойти случайно, от горячих приспособлений, которые военные вертолеты сбрасывают, чтобы сбить со следа ракеты с теплонаводящимися головками, но мог быть и целенаправленной попыткой выкурить из леса грузинских военных, которые могли там скрываться.
Однако в грузинской полиции говорят, что пока причины пожаров не установлены: в этой местности нет очевидных военных объектов, она далеко от районов, занятых российскими войсками, пишет газета.
Корреспондентам издания не удалось получить комментарии российской стороны. Однако многие грузины не сомневаются, что пожар - дело рук российских военных.
Несмотря на то, что ни одно из близлежащих к заповеднику сел не пострадало, по мнению директора заповедника Томы Деканоидзе, ущерб от пожара может составить до 700 миллионов долларов, если учесть упущенную выгоду отелей и ресторанов, а также местных жителей, которые продают туристам свою продукцию, сдают жилье и работают проводниками в пеших и конных походах.
Глава отдела долгосрочного развития Министерства экологии Грузии Реваз Енукидзе уверен, что целью поджога было "нанести до прекращения огня максимально возможный экономический и моральный ущерб".
"Они знают, что это место - наше национальное сокровище, - говорит Натия Муладзе, старший специалист по работе с гостями заповедника. - В советские времена в Боржоми было полно русских, и они захотели уничтожить то, что не смогли захватить".
Жители села Цагвери приводят еще одну возможную причину - утверждения лидера Южной Осетии Эдуарда Кокойты о том, что Боржоми и соседний горнолыжный курорт Бакуриани в действительности являются частью Южной Осетии, так как в XX веке осетины переселились в некоторые села в этой местности.
В качестве дополнительного резона для предполагаемого удара по заповеднику указывается, что ранее в этих местах располагалась вилла Иосифа Сталина.
С точки зрения грузинской стороны, Россия виновата не только в пожаре, но также в том, что отказалась гарантировать безопасность пожарной авиации, готовой прибыть с Украины и из Азербайджана. "Хватило бы одного вертолета, чтобы потушить пожары в зародыше", - сказал Утиашвили. Однако до того, как Россия дала гарантии безопасности самолетам Турции, огонь успел распространиться.
Как пишет иное западное издание - The New York Times, - в споре Грузии и России о том, кто развязал войну на Кавказе, появляются все новые разведданные. Спустя месяц после войны, Грузия опубликовала записи перехваченных телефонных разговоров, которые, по мнению Тбилиси, свидетельствуют, что еще за сутки до грузинской атаки на Цхинвали в Южную Осетию вошла российская бронетехника. Таким образом, грузинское правительство пытается убедить Запад и собственную оппозицию в том, что Грузия стала жертвой вторжения и пошла в атаку в целях самообороны.
По словам грузинского министра внутренних дел Вано Мерабишвили, о перехватах разговоров грузинской разведкой ему было доложено через несколько часов после того, как были сделаны записи. Информация была передана Саакашвили, который воспринял ее как признак российского вторжения.
"Эти перехваченные записи свидетельствуют, что Россия перебросила войска первой, а мы оборонялись", - заявляет директор группы анализа разведданных в министерстве внутренних дел Грузии Шота Утиашвили.
В свою очередь на вопрос, отчего разговоры обнародованы лишь теперь, глава грузинского МВД пояснил, что во время войны файл с записями потерялся, когда группа слежения перенесла свою деятельность из Тбилиси в город Гори в Центральной Грузии.
Грузинские власти сообщили, что на прошлой неделе предоставили эти материалы Соединенным Штатам и Франции, которая на данный момент председательствует в ЕС.
В Белом Доме записи тщательно изучили и назвали "правдоподобными", свидетельствующими о том, что переброска российских войск на территорию Грузии имела место раньше, чем признавалось ранее. В то же время в американском правительстве считают, что эти данные не приводят к окончательным выводам относительно агрессивных намерений российской стороны.
Тем не менее, утверждения Грузии о передвижениях российских войск отчасти подтверждаются данными западной разведки, по которым два батальона 135 полка прошли через тоннель в Южную Осетию либо ночью 7 августа, либо рано утром 8 августа. Кроме этого, российскому гарнизону, дислоцировавшемуся на границе с Южной Осетией, было придано мотострелковое подразделение и поручено контролировать северный конец тоннеля, утверждает западная разведка.
The New York Times также упоминает материал газеты "Красная звезда" (официальный орган Министерства обороны России), содержащий слова капитана 135-го полка Дениса Сидристого, о том, что 7 августа его части приказали прекратить учения и отправиться в Цхинвали. Позднее, в связи с возникшим вниманием, в публикации появились изменения: якобы в действительности переброска в Цхинвали произошла 8 августа. New York Times отмечает, что связаться с капитаном Сидристым редакции не удалось.
Редакции New York Times также удалось получить от Грузии копию аудиозаписи перехваченных разговоров. После этого газета наняла в России независимого специалиста по осетинскому языку и сделала свой перевод с оригинала на русский, а с русского - на английский.
"Послушай, бронетехника пришла или как?" - спросил некий начальник в штабе южноосетинских пограничников у пограничника по фамилии Гасиев, дежурившего у тоннеля, в разговоре, который, по словам грузинской стороны и сотового оператора, был перехвачен 7 августа в 03:52. "Бронетехника и люди", - ответил пограничник. На вопрос, прошли ли они через тоннель, он ответил: "Да, 20 минут назад. Когда я вам позвонил, они уже прибыли".
Газета отмечает, что в записанных разговорах не содержится конкретных данных о количестве единиц бронетехники или указаний на то, что российские силы в то время участвовали в боевых действиях.
Издание также предоставило экземпляры независимых переводов разговоров ряду представителей правительства США и американских военных, чтобы они прокомментировали записи. Они предостерегли, что, хотя диалоги, по-видимому, взяты из подлинных перехваченных разговоров по сотовому телефону, невозможно провести полный или официальный анализ, не получив доступа ко всему досье записей переговоров, собранных грузинской стороной.
Они также отметили, что в Вашингтоне продолжает тщательно изучаться вопрос о провокации и ответных действиях в ходе конфликта. "Мы продолжаем это изучать, как в контексте анализа нашей разведслужбы, так и на базе данных, которые мы получаем с мест. Нам не удалось установить, кто "выстрелил в Джона" - кто выстрелил первым", - заявил NYT на условиях анонимности высокопоставленный американский военный.
Россия утверждения Грузии опровергает, пишет издание. На прошлой неделе премьер-министр Владимир Путин выразил озадаченность в связи с тем, что Запад склонен верить в грузинскую версию событий.
Атака Грузии застала Россию врасплох, когда президент Дмитрий Медведев совершал круиз по Волге, Путин находился на Олимпиаде в Пекине, а министр обороны отдыхал на побережье Черного моря, уверяет российский генерал-лейтенант Николай Уваров, в прошлом военный атташе в ООН.
При этом Россия не оспаривает подлинности телефонных разговоров, но старается умалить их значимость, заявляя, что переброска войск в анклав перед началом войны была элементом обычной ротации и пополнения миротворческих сил, стоявших там уже долгое время.
Военная техника регулярно входила в Южную Осетию или покидала ее, осуществляя снабжение размещенного там российского миротворческого контингента, пояснил Уваров. "Поскольку мы держали там один батальон, ему требовалось горючее и продукты. Разумеется, передвижение военнослужащих имело место, - сказал он. - Но это не были военнослужащие действующей армии, которых послали туда конкретно для того, чтобы воевать". Уваров добавил: "Будь это крупные подкрепления, мы бы не потеряли в Южной Осетии примерно 15 миротворцев".
Однако Грузия утверждает, что в соответствии с соглашениями о миротворческой миссии, которые обе стороны подписали в 2004 году, ротация российского миротворческого батальона могла осуществляться только в дневное время и с предварительного уведомления как минимум за месяц. Однако в данном случае никаких уведомлений не было, заявил газете представитель МВД Грузии Шота Утиашвили.
Напомним, что в ночь на 8 августа начались широкомасштабные боевые действия между грузинскими и югоосетинскими воинскими подразделениями. К конфликту присоединилась Россия. 12 августа президент России Дмитрий Медведев принял решение "о завершении операции по принуждению Грузии к миру" и выдвинул условия окончательного регулирования конфликта в Южной Осетии.
26 августа президент РФ подписал указы о признании независимости Южной Осетии и Абхазии". Президент Грузии Михаил Саакашвили охарактеризовал это решение руководства России как "беззаконие" и призвал руководителей ведущих государств мира и международных организаций максимально ускорить интеграцию Грузии в НАТО и ЕС.
29 августа Грузия приняла решение о разрыве с Россией дипломатических отношений, претворяя в жизнь, таким образом, принятое 28 августа парламентом Грузии постановление "Об оккупации Российской Федерацией территорий Грузии"
9 сентября российское руководство договорилось с властями Южной Осетии и Абхазии о численности и дислокации российских миротворцев на территории республик. По словам министра обороны России Анатолия Сердюкова, в каждой из республик будет около 3800 российских военнослужащих.