В Кабардино-Балкарии вчера, 24 сентября, в офисе Совета Старейшин балкарского народа (ССБН) прошла пресс-конференция, на которой общественные организации республики выразили свое отношение к событиям, связанным с празднованием юбилея Канжальской битвы. В мероприятии приняли участие также представители балкарской организации "Алан", Терско-Малканского казачьего круга, Терского казачьего войска и главы администрации некоторых балкарских сел.
Открывая мероприятие, председатель исполкома ССБН Оюс Гуртуев сказал, что события 15 сентября, связанные с конным походом, вышли за рамки обычной полемики и привели к эскалации межнациональной напряженности. "Ни один человек, присутствующий здесь, не поддерживает такое развитие событий", - подчеркнул Оюс Гуртуев.
По мнению Руслана Бабаева, члена совета общественной организации "Балкария", в эскалации межнациональной напряженности виновата часть ученых из Института гуманитарных исследований правительства КБР, и "некоторые лица из руководства республики, которые пытаются доказать, что один этнос превосходит другие, проживающие в республике".
Юрий Казаков, член общественной организации "Алан", подробно рассказал, о том, откуда у возникшей проблемы "растут ноги". "В последние годы нахождения у власти Валерия Кокова стали происходить странные вещи. В республике появились "межселенные территории", изменился статус поселков Хасанья и Белая речка, делались попытки снять с должности главу администрации Эльбрусского района Хизира Макитова, - вспомнил Казаков. - Нам было непонятно, почему это происходило. Мы полагали, что существуют силы, которые хотят столкнуть два народа. Поэтому мы очень надеялись на приход нового руководства, думая, что он устранить эти возникшие проблемы, и мы, как раньше, будем жить в мире и дружбе. Но, к сожалению, этот процесс не остановился, а получил продолжение", - сказал выступающий.
"Наша задача заключается в том, чтобы остановить этих людей,- продолжал Казаков. -Институт гуманитарных исследований должен претерпеть реформирование, ученые должны находить в истории факты, которые объединяют народы, а не разъединяют их". По мнению Казакова, "руководству республики надо быть очень бдительными, осторожными и одинаково защищать интересы и кабардинцев, и балкарцев, и других народов республики".
Председатель CCБН Исмаил Сабанчиев рассказал, что во время переговоров между старейшинами балкарцев и кабардинцев с участием руководства республики был достигнут консенсус о том, что будет создана комиссия с участием ученых Российской Академии наук, которая решит, была Канжальская битва или не была, и если была, то будет создан интернациональный оргкомитет и проведено совместное мероприятие.
"Однако после этого конный поход был продолжен окольными путями и на горе Канжал был установлен памятный знак - воткнутый в землю кинжал, символ, который в старину означал, что данная земля завоевана", - сказал Исмаил Сабанчиев.
По мнению Оюса Гуртуева, конный поход был остановлен жителями Кенделена по двум причинам. Первая - 3 сентября в селении прошел сход, который обратился к руководству республики с просьбой вернуть 47 тысяч гектаров земли, которые были изъяты под видом межселенных территорий. Просьба была проигнорирована.
Вторая причина - конный поход, это по закону массовое мероприятие, шествие. А стало быть, подчеркнул юрист Оюс Гуртуев, о нем надо заранее предупредить главу администрации села в письменном виде. Этого сделано не было. А стало быть, по его словам, шествие было незаконным.
Заместитель атамана Терского казачьего войска Игорь Логвиненко отметил, что "историки новой волны перекраивают историю". По его мнению, подтекст ситуации с Канжальской битвой задевает не только балкарцев, но и русское население. По его мнению, оснований для того, чтобы говорить, что кабардинцы спасли Россию в Полтавской битве, нет.
Игорь Логвиненко также сказал, что ученые "удлинили" возраст Нальчика на сто лет, хотя Нальчик был основан в 1817 году, как русская слобода. "Русское население восприняло это, как попытку вымарать историю", - заявил он.
Далее Логвиненко сказал, что несколько дней они посвятили изучению истории Канжальской битвы и пришли к выводу, что нет достаточных исторических свидетельств, что эта битва была в том виде, в каком ее пытаются преподнести ученые-историки.
"Мы еще выразим свое отношение к данному факту. Союз Казаков России готовит специальной заявление",- сказал он. "Казаки обеспокоены сложившейся ситуацией. Мы хотим сыграть роль примирителя",- отметил Логвиненко.
По мнению Магомеда Тогузаева, члена совета организации "Алан", в прошлом первого секретаря Чегемского РК КПСС, "история всегда была служанкой политики". При этом выступающий отметил, что факт Канжальской битвы - не предмет для спора. Битва, конечно, была. Другое дело, как этот факт преподносится.
По мнению Тогузаева, споры о том, кто, когда и где жил - бессмысленны и нелепы, так же как и споры о том, какой национальности был человек, который первым взошел на гору Эльбрус.
Тогузаев убежден, что руководство республики должно проявить политическую волю и остановить эту волну национализма с той и с другой стороны , ибо "время и без того опасное, сложное".
"Мы, маленькие народы, сохранением своих этносов обязаны России. Сейчас, когда России и так трудно, мы должны сделать все, чтобы не раскачать ситуацию в республике", - подчеркнул Тогузаев.
В ближайшее время балкарские общественные организации "Алан" и ССБН выступят с совместным заявлением. Не исключено также, что эти две балкарские общественные организации объединятся. Такое намерение высказал Магомед Тогузаев.
Напомним, что стартовавший 14 сентября с площади Абхазии в городе Нальчике конный пробег, посвященный 300-летию победы Кабарды в Канжальской битве и признанию независимости Южной Осетии и Абхазии, 15 сентября столкнулся с неожиданной преградой.
В 50 километрах от Нальчика в районе балкарского селения Кенделен дорогу 30-ти всадникам преградили жители селения, отказываясь пропустить их к горе Канжал. Гора Канжал находится в 70 км от селения Кенделен.
Только 17 сентября утром участники конного похода беспрепятственно прошли через селение Кенделен и продолжили путь к намеченной цели - горе Канжал. 16 сентября весь день велись переговоры по возникшей ситуации.
Конный поход организовали Союз абхазских добровольцев, Союз ветеранов Афганистана, другие общественные организации.
Для участия в походе протяженностью в 500 километров были отобраны лучшие лошади конезаводов республики. За семь дней пути участники похода планировали посетить 28 населенных пунктов республики.
Перед отправлением на площади состоялся митинг. Выступившие отмечали значение двух исторических событий – 300-летия победы Кабарды над Крымским ханом Каплан-гиреем в Канжальской битве и признание независимости Абхазии и Южной Осетии. В мероприятии приняли участие представители Южной Осетии, они выразили благодарность его организаторам.
О Канжальской битве исторические источники сообщают следующее.
С начала 1708 года Крымское ханство начало мобилизацию своих сил для войны против Кабарды. Численность крымско-турецкой армии составляла от 40 000 до 100 000 человек.
Накануне крымского вторжения в Кабарду верховный князь Кабарды Кургоко Атажукин добился полной консолидации политической элиты и, соответственно, объединения военных ресурсов удельных княжеств. Однако численность вооруженных сил Кабарды была на порядок меньше, чем у завоевателей (от 7 до 12 тысяч воинов).
В середине лета 1708 татарско-турецкие войска начали боевые действия. Активное военное противостояние продолжалось в течение полутора месяцев.
В начале сентября 1708 года произошло ночное сражение вблизи горы Канжал, явившееся кульминацией всей военной кампании того года. От ханского войска уцелело примерно 5 тысяч человек.
Кабарда же после победы у Канжала не только не выплачивала дани Бахчисараю, но и сама перешла в наступление, и в августе 1711 года снова разгромила на Кубани 15-тысячный крымский корпус.
Канжальская битва стоит в ряду крупнейших ночных сражений в военной истории.