Турция, а также, возможно, и НАТО, должны пересмотреть ранее выработанные позиции по Кавказу с учетом того, что политическая карта региона изменилась. Прислушаться к такому выводу призвали участники международной конференции "Турция и Кавказ после Грузии".
Конференция прошла 29 октября в США, в Вашингтоне, под эгидой организации Джеймстаун Фонд. С вводным словом выступил президент Джеймстаун Фонда Глен Ховард, отмечается в материалах сайта Forum Circassia.
"Мероприятие было призвано проанализировать ситуацию реалии региона после недавнего вооруженного конфликта России и Грузии, и последовавшего затем шумного признания Российской Федерацией независимости Абхазии и Южной Осетии", - говорится в преамбуле публикации.
В докладе Митхата Челикпала, ассоциированного профессора отделения международных отношений ТОВВ Университета экономии и технологий в Анкаре, озаглавленном "Реакция Турции на войну на Кавказе" среди прочего было озвучено, что до вышеупомянутых событий, позиция Турции была неоднозначной и статус-кво, когда разрешение конфликтов было заморожено, вполне устраивало Турцию.
Профессор указал, что развитие ситуации на данном этапе, просто вынуждает Турцию, как значительную державу региона, принимать то или иное решение. Создалась ситуация, когда необходимо выбирать какую-то из сторон, причем сделать это с наименьшими потерями, что уже по определению не может являться простой задачей.
Но решение ее необходимо, считает он, так как сохранение напряженности и возможности развязывания следующей агрессии вблизи границ страны отнюдь не входит в планы по стабильному развитию отношений Турции с соседями.
Г-н Челикпала изложил свое видение роли абхазо-адыгской диаспоры в происходящих событиях. Он отметил, что заинтересованность спецслужб в завоевании симпатий диаспоры с целью использования этого фактора в своих интересах имеет уже долгую историю, и мало для кого является секретом. "Мониторинг, вербовка и засылка агентов влияния - простой инструментарий спецслужбы любой страны", - напомнил он.
Говорилось в докладе и о предложенном турецкой стороной Пакте стабильности на Кавказе, который, как было подмечено, и не только г-ном Челикпала, давал мало ясности для решения в деле создавшихся прецедентов с признанием Абхазии и Южной Осетии, которые, кстати, весьма отличаются друг от друга.
НАТО и Турция, имеющие схожую генеральную линию в политике, но пользующиеся разными подходами, столкнулись с интересами России, настойчиво требующей того, чтобы с ней начали считаться в регионе. И это столкновение заставляет Турцию задуматься, как задействовать свой ресурс - абхазо-адыгскую диаспору, до этого, как правило, игнорируемую в плане интересов Турции на Кавказе.
Турецкий докладчик отметил, что западному миру необходимо обратить внимание на то, что абхазо-черкесская диаспора и вообще все черкесы, требующие признания собственного геноцида, совершенного Российским государством в 19-20 веках, и отнюдь не пылающие поэтому любовью к России, восприняли признание Россией Абхазии как самое радостное событие.
Абхазия в их глазах - это символ их некогда единой родины, их Кавказа, их страны Черкесии, которая впервые после ужасного геноцида получила официальное право на независимое существование со стороны государства-наследника империи. Западу необходимо тщательно проанализировать стремительно сменившуюся и продолжающую меняться ситуацию, взвесить все за и против.
С точки зрения профессора, разграничение фактов признания Абхазии и Южной Осетии - это очень важный момент. Первая с самого начала твердо декларировала свой курс на построение независимого государства, в то время как вторая дрейфовала от присоединения к братской Северной Осетии (т.е. к РФ) до независимости. И возможность этого дрейфа даже в нынешней ситуации фактического признания независимости не исчезла и в некотором смысле выглядит даже более осязаемой.
Из того, что отличает Абхазию, было указано также на ее искреннее стремление построить гражданское общество, со всеми необходимыми атрибутами и вытекающими отсюда последствиями. Абхазы и адыги (черкесы) Турции выказывают неподдельный интерес к экономической активности, которая могла бы реализоваться в полную мощь при мирном решении проблем между их родиной и Грузией на принципах взаимоуважения (сейчас 60% зарубежной торговли Абхазии контролируется турецкими абхазами).
Г-ном Челикпала даже была высказана мысль, что, может быть, Абхазия некогда может стать страной - членом НАТО, учитывая тот, факт, что подавляющее большинство абхазов живет в Турции.
Ожидания абхазо-адыгской диаспоры могут быть оправданы после того, как нынешний президент Грузии Михаил Саакашвили уступит свой пост более дальновидному политику и стратегу, который будет действовать более прагматично с учетом сложившихся реалий. "Скупой платит дважды" - эта поговорка применительно к Грузии не должна радовать никого, ни запад, ни Абхазию, и уж тем более ни самих грузин. Необходимо договариваться и находить общие точки соприкосновения, полагает турецкий профессор.
Г-н Пол Гоубл, директор отдела исследований и публикаций Азербайджанской дипломатической академии в докладе "Кавказская диаспора и турецкая внешняя политика" отметил, что мир стремительно меняется, и факт того, что некто не желает признавать этого, совершенно не умаляет действительности.
По его мнению, кто бы ни был тот, кто позволяет себе не считаться с тем, что на Кавказе уже произошла перемена политической карты и предстоят еще большие перемены, ведет проигрышную игру. В его докладе, во многом касавшегося конкретно черкесского вопроса, указывалось, что до наших дней до 55% офицеров боевых подразделений турецкой армии - черкесы по происхождению.
Абхазо-адыгская диаспора может давать импульс для новых веяний во внешней политике стран своего проживания - факт неоспоримый, было подчеркнуто г-ном Гоублом.
Из остальных докладчиков, выступавших на конференции, авторы публикации выделили Шабана Кардаша, представлявшего отделение международных отношений Университета Сакарии в Турции, который выступил с докладом "Турция и кавказский Пакт стабильности".
Следующим назван Игорь Торбаков, главный научный сотрудник финского института международных дел в Хельсинки, озвучивший доклад "Влияние войны на русско-турецкие отношения". Его доклад касался в основном экономических аспектов сопутствующих означенным событиям. В частности, говорилось о зависимости резкого падения цен на энергоносители, вызвавшего еженедельные потери российской экономики в 15 млрд долларов.
Дж. Дэйли, действительный член отделения Евразийской обороны и безопасности при Джеймстаун Фонде говорил о "Стратегическом применении в действии Конвенции Монтро для держав, не относящихся в черноморскому региону".
Грэхем Фуллер, директор SETA, Фонд политических, экономических и общественных исследований Анкары и Университет Джорджтауна обозначила тему "Турция и Грузия в меняющейся карте Евразии".
Эффективность подобного рода международных конференций в решении проблем сложного кавказского региона неоспорима, считают авторы публикации. "И надо думать, - говорится в завершение, - что впервые озвученные мысли о необходимости считаться с действительностью и находить приемлемое решение как для всего региона, так и более обширно, в глобальном смысле, не будут оставлены без внимания".