Сопредседатель Всероссийской общественной организации "Голос Беслана" Элла Кесаева утверждает, что "так называемые бесланские террористы", захватившие четыре года назад школу в североосетинском городе, могли быть агентами российских спецслужб - УБОПа и ФСБ. Об этом, по словам Кесаевой, свидетельствуют детали биографий участников захвата.
Следствие по делу о теракте в Беслане идет уже пятый год. 1 сентября 2004 года группа террористов захватила 1128 заложников в школе номер 1 города Беслана. В результате теракта погибли 186 детей и 148 взрослых, ранения получили 728 бесланцев и 55 сотрудников силовых структур. При штурме здания школы были убиты 12 работников спецслужб и один местный житель, помогавший освобождать заложников. При этом до сих пор неизвестно, сколько на самом деле было террористов в Беслане и кто они такие.
По версии следствия, террористическая группа состояла из 32 боевиков. Личности большинства боевиков были установлены по отпечаткам пальцев. Все эти террористы в разное время состояли на учете северокавказских региональных УБОПах и УФСБ, были объявлены в федеральный розыск, неоднократно задерживались, арестовывались, а некоторые даже были осуждены, говорится в статье "Террористы-агенты", опубликованной 20 ноября в "Новой газете".
К примеру, Ахмедов Хизраил Хансолтанович, житель Ножай-Юртовского района Чечни (село Бильты), был дактилоскопирован в УВД Чеченской Республики, где содержался под арестом. Через какое-то время оказался на свободе и тем же самым УВД Чечни был объявлен в федеральный розыск по ст. 208 ч. 2 УК РФ. Об этом в материалах бесланского дела есть справка, подписанная начальником ГИЦ (Главного информационного центра) МВД РФ В.И. Красавчиковым.
Адам Пошев - еще один установленный по дактилоскопическим отпечаткам участник захвата бесланской школы. Он проживал в Малгобеке (Ингушетия) и был охарактеризован начальником милиции общественной безопасности Малгобекского РОВД М.К. Муружевым как "подозрительного поведения и приверженец религиозного течения ваххабизм".
Дата характеристики Пошева - 2 августа 2004 года. Для кого и зачем Муружев писал эту характеристику за месяц до бесланского теракта, следствие не выяснило, однако отпечатки пальцев Адама Пошева были получены ингушскими органами внутренних дел еще в мае 2001 года. При этом дактокарту на Пошева следователи по бесланскому делу получили от заместителя начальника УБОПа МВД РСО-Алания Сохиева. Кесаева отмечает, что странно именно то, что Адам Пошев никогда не жил и по открытым официальным данным никогда не задерживался сотрудниками МВД РСО-Алания. В федеральном розыске он также не находился.
В материалах дела по бесланскому теракту есть справки по каждому опознанному террористу. Причем у всех у них в графе "судимость" указано: "Не судимый по основаниям п.1 ч.1 ст. 24 УПК РФ", отмечает Кесаева.
"Это значит, что уголовные дела против этих людей или осознанно не возбуждались, или были прекращены. Под одним и тем же предлогом - "отсутствие события преступления". Таким образом, преступники, которые на самом деле должны были находится в СИЗО или отбывать срок в тюрьме, смогли в августе 2004-го беспрепятственно сформировать вооруженную банду и совершить нападение на бесланскую школу", - считает представитель "Голоса Беслана".
Единственное объяснение произошедшему Кесаева находит в том, что эти люди были агентами российских спецслужб - УБОПа и ФСБ. Об этом свидетельствуют опубликованные в "Новой газете" детали их биографий, считает Кесаева.
По ее словам, ответы на возникающие вопросы могут дать заместитель министра внутренних дел генерал Михаил Паньков и бывший заместитель директора ФСБ генерал Владимир Анисимов. И тот, и другой, отмечает Кесаева, принимали активное участие в контртеррористической операции в Беслане в качестве высокопоставленных "консультантов", а также оба курировали создание агентурной сети на Кавказе. Между тем ни тот, ни другой, несмотря на настойчивые требования потерпевших по бесланскому теракту, не были вызваны в суд для дачи показаний.
Как сообщал ранее "Кавказский узел", в октябре текущего года Элла Кесаева представила в Варшаве доклад о "Методах борьбы с терроризмом" и 2600 подписей за проведение международного расследования теракта в Беслане, которые были собраны во время траурных мероприятий, посвященных четвертой годовщине трагедии в школе №1. 26 июня родственники погибших в теракте в Беслане обратились за помощью в Европейский суд.
Единственным осужденным по делу о теракте в Беслане на сегодняшний день остается единственный, согласно официальной версии, выживший террорист Нурпаши Кулаев, приговоренный Верховным судом Республики Северная Осетия - Алания к пожизненному заключению. Сам Кулаев признал свою вину лишь частично.
Для расследования причин и деталей теракта была создана специальная парламентская комиссия. 22 декабря 2006 года ее глава Александр Торшин представил в Совет Федерации РФ итоговый доклад, из которого следует, что организаторами захвата заложников были Аслан Масхадов, Шамиль Басаев и арабский наемник Абу Дзейт. Торшин сообщил, что был уничтожен 31 террорист, захвативший школу. В докладе Торшин заявил, что взрыв в школе произошел по вине террористов, а не из-за действий силовиков.
После доклада Торшина Госдума приняла постановление о завершении работы парламентской комиссии и ее упразднении. Аналогичное решение принял Совет Федерации. Однако, по мнению эксперта высшей категории в области физики горения и взрывов, профессора Юрия Савельева, расследование парламентской комиссии не было завершено должным образом, а решение о ее роспуске было принято поспешно.
К такому выводу Савельев - депутат Госдумы России, член комиссии по расследованию причин и обстоятельств теракта - приходит в своем альтернативном докладе о событиях 2004 года "Беслан: правда заложников".
Вице-спикер парламента Северной Осетии, экс-глава республиканской парламентской партии Станислав Кесаев заявил, что также не согласен с некоторыми выводами федеральной парламентской комиссии о захвате школы в Беслане.
"Кавказский узел" отслеживает развитие ситуации со дня трагедии и ведет хронику событий, связанных с терактом в Беслане и его расследованием.