Грузинские села были сожжены и разрушены на 80 процентов не в ходе боевых действий, а осетинскими и российскими мародерами, заявил руководитель правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов на совместной пресс-конференции "Мемориала" и центра "Демос" 28 октября. Орлов добавил, что разрушения грузинских сел практически сравнимы с теми, которые правозащитники обнаружили в Цхинвали.
C 12 по 23 октября правозащитники посетили грузинские села Горийского и Ахалгорского района, прилегающих к Южной Осетии, расспросили местных жителей, представителей неправительственных организаций, официальных лиц, сделали фотографии и видеозаписи увиденных разрушений.
"Анклавные" грузинские села Южной Осетии - Эредви, Кехви, Тамарашени, Курта - подверглись артиллерийской бомбардировке до 8 августа. Многочисленные пострадавшие стали поступать в больницу Цхинвали с 6 августа, выяснили правозащитники.
Они также утверждают, что Грузия готовила военную операцию в Южной Осетии, по крайней мере, в течение нескольких дней до 8 августа. Россия, в свою очередь, в течение нескольких предыдущих месяцев также отрабатывала проведение войсковой операции и переброску войск через Кавказский хребет.
После штурма Цхинвали грузинские войска начали покидать Южную Осетию с вечера 9 августа, а к 12 августа уже полностью оставили Горийский район. По словам местных жителей, многие оставили свои села еще до 8 августа, спасаясь от усилившихся перестрелок. Те, кто не успел уйти, в основном это были старики, бежали вслед за грузинскими военными.
"Вслед за ними шла российская армия, затем осетинское ополчение, а затем гражданские мародеры", - заявил Олег Орлов. По его словам, правозащитников встречали выжженные пустующие дома грузинских сел, с беженцами из них разговаривали в основном в Тбилиси.
В некоторых селах, в частности в Ткиави и Карби, были найдены воронки от ракетных ударов и следы разрушений осколками снарядов. В Ткиави было разрушено 11 домов, в Карби - 6. Однако остальные села оказались полностью сожжены, при этом следов боевых действий в них найдено не было. В селе Эргнети мародерами из 150 домов более 130 были сожжены. В селе Земо-Хвити 15 октября мародерами было угнано стадо.
По словам правозащитников, свидетельств мародерства непосредственно со стороны российской армии практически не было, "за исключением кражи оборудования консервного завода в Ткиави". "Местные жители рассказали, что грабежом в основном занимались осетинские ополченцы. Машина с награбленным беспрепятственно проезжали через российские и осетинские блокпосты. В частности, машина с осетинскими номерами стояла рядом с границей в селе Кошки. Правозащитникам пройти через границу в Южную Осетию не позволили", - рассказывает Орлов.
После вывода российских войск безопасность в "буферной зоне" обеспечивает грузинская полиция и безоружные международные военные наблюдатели. Однако грузинской полиции был дан приказ в целях недопущения провокаций не предпринимать активных действий против мародеров. "В Грузии очень боятся повторения войны и не препятствуют мародерству осетин", - отметил Олег Орлов.
Впрочем, с 16 октября предпринимаются отдельные попытки препятствовать мародерам: 11 человек было арестовано, но их местонахождение неизвестно родственникам. "Речь фактически идет о похищении", - подчеркнул Орлов, назвав такую ситуацию "недопустимой". "Кроме того, как с осетинской, так и с грузинской стороны стали известны случаи захвата заложников в "частный плен" с требованием выкупа", - добавил он.
Правозащитник центра "Демос" Варвара Пахоменко рассказала, что сожженные в Горийском районе дома не восстанавливаются. "Люди возвращаются туда днем, чтобы посмотреть, что осталось от их дома, и уезжают обратно вечером", - рассказала она.
В тоже время, как отметил Олег Орлов, для беженцев в Горийском и Карельском районе строится несколько новых городков с домами шесть на девять метров. "По-видимому, этими маленькими домиками обеспечат всех нуждающихся", - заявил правозащитник.
Отметим, что сотрудники "Мемориала" посетили Цхинвали в начале сентября для опроса местных жителей. Ни в сентябре в Южной Осетии, ни в октябре в Грузии правозащитники не нашли ни свидетельств мародерства со стороны грузин, ни случаев "выдавливания" осетин либо других народов.