Права вынужденно перемещенных лиц (ВПЛ) в Грузии нарушаются в результате отсутствия четкой программы и скоординированных действий в грузинском руководстве, а также соответствующей законодательной базы по урегулированию их проблем. Об этом координатор проекта по оказанию правовой помощи беженцам при Центре по правам человека, юрист Симон Папуашвили заявил в интервью корреспонденту «Кавказского узла».
«Проблемы, с которыми мы сталкиваемся при осуществлении мониторинга в зоне конфликта, это полная неспособность грузинского руководства координировано заботиться о здоровье, жизни, безопасности своего населения и так далее. То есть руководство катастрофически нескоординировано, из-за чего естественно нарушаются права этих людей. Люди, в том числе женщины и дети, находятся в нечеловеческих условиях. Я имею ввиду жилищные условия, в которых этим людям приходилось жить - отсутствие соответствующего питания, отсутствие элементарных требований здравоохранения, полное игнорирование требований гигиены», - заявил правозащитник.
В качестве одного из примеров Папуашвили привел палаточный городок в Гори, который грузинские правозащитники посещали регулярно и общались с находящимися там людьми.
«Более 2 тысяч человек руководство полностью передало итальянскому Красному кресту и Верховному комиссариату по делам беженцев, и, умыв руки, просто даже не спрашивало, какие проблемы есть у этих людей. У этих людей было питание только дважды в день, и в течение месяцев их кормили одним и тем же – сосиски, яйца и гречка. Там была полная антисанитария. Местный муниципалитет не вывозил мусора, и люди просто утопали в нем в то время, как в соответствии с договоренностью с международными организациями, они были обязаны это делать. То есть со стороны представителей руководства, - ни местных, ни центральных властей, не было даже элементарного внимания», - заявил правозащитник.
По словам Папуашвили, ситуация на сегодняшний день к лучшему не изменилась, так как вынужденно перемещенным лицам не дали даже соответствующего статуса. Правозвщитник отметил, что грузинское законодательство предусматривает обязательность безотлагательного присуждения статуса в том случае, когда люди фактически являются вынужденно перемещенными из собственного места проживания.
«Почему-то этот вопрос не решен по сей день, и, когда мы обращаемся в министерство по делам беженцев, на это дают совершенно невероятные разъяснения. Кроме того, есть целый ряд бытовых проблем, которые решены или совершенно хаотично, или совершенно не решены. Главное, что не существует правовой базы, которая все эти вопросы поставила бы в определенное русло, тем самым, обязав руководство выполнить конкретные обязательства по отношению к этим тысячам людей, которые находятся в очень отчаянном положении», - заявил он.
На вопрос, сколько человек являются вынужденно перемещенными лицами в результате августовских событий, грузинский правозащитник отметил, что Центр по правам человека не проводит статистического учета, поэтому не имеет собственных данных по этому поводу.
«По официальной информации, в результате войны были вынужденно перемещены - тут подразумеваются и беженцы, и вынужденно перемещенные лица, - с обеих сторон 192 тысячи человек. По данным министерства по делам беженцев и расселению, на сегодняшний день с грузинской стороны в вынужденно перемещенном положении находятся 36 тысяч человек», - отметил он.
Папуашвили утверждает, что у руководства страны практически нет программы в отношении обеспечения ВПЛ жилплощадью и все, что делается, это всего лишь пиар, который носит спонтанный характер.
«Во всяком случае, если такая программа и существует, то мне и той части гражданского общества, которое работает по этим вопросам, это неизвестно. Мы такой программы не видели. Просто та каждодневная действительность, которую мы видим, говорит о том, что руководство, по сей день не готово и, так сказать, еще не осознало, что должно сделать, чтобы справиться с этой проблемой. Или знает, но не имеет желания и не чувствует себя обязанным помочь этим людям, чтобы те минимальные стандарты, которые установлены грузинским и международным законодательством по правам человека, были защищены. Об этом серьезно просто никто не думает, то есть все опять-таки связано с политическим пиаром», - заявил он.
Оценивая ситуацию с защитой прав человека в Грузии до августовских событий и сравнивая ее с положением, существующим в этой сфере на сегодняшний день, собеседник заявил, что каких-либо серьезных изменений не наблюдается.
«Естественно, остается проблема со свободой медиа, с независимостью судов, и синдром безнаказанности у представителей власти. Если не считать определенных инцидентов, к примеру, убийство Роин Шавадзе в Батуми, и схожих инцидентов, где синдром безнаказанности руководства, можно сказать, достиг кульминации, когда человека среди бела дня сотрудники спецслужб жестоко убивают на глазах у людей, а в предыдущий период этого не было. Но говорить о каких-то тенденциях ухудшения прав человека в целом мне трудно», - говорит правозащитник.
Относительно координатора Центра по правам человека в Гори Сабы Цицикашвили, который преследовался со стороны местных властей, правозащитник заявил, что на сегодняшний день он продолжает свою деятельность в основном в Тбилиси и никуда не собирается уезжать из Грузии.
«Саба Цицикашвили является координатором Центра по правам человека в Гори. Он достаточно критически относится к деятельности местного руководства (губернской администрации Шида Картли) и делает не очень благожелательные репортажи о них. В результате губернатор Ладо Вардзелашвили и заместитель Зура Чинчилакашвили всячески мешали ему в исполнении своей деятельности. В частности, 1 сентября, когда по всей Грузии организовали живую цепь, Саба пошел на какое-то мероприятие, чтобы сделать репортаж, и как только Вардзелашвили и Чинчилакашвили увидели его, то нанесли сначала словесные оскорбления, вынуждая Сабу покинуть это место, а затем, когда он не подчинился их указаниям расправились с ним физически», - заявил он.
По словам Папуашвили затем к представителю Центра по правам человека направили представителей местных криминальных кругов. «К нему пришел некий Гия (Кохта), который прямо сказал Сабе, что он должен прекратить журналистскую деятельность и прекратить критику в адрес властей, в противном случае у него могут быть проблемы. В последствии угрожали, что могут возникнуть проблемы у его семьи. Естественно для человека работать в таких условиях не так уж и выгодно, не благоприятно. Тем более, что у Сабы уже был случай, когда во время губернаторства Михаила Карелии (2005 году) его жестоко избили местные криминалы, и он практически месяц провел в больнице. Сейчас он фактически лишен возможности работать в нормальном режиме, оставаться там и продолжать свою деятельность из-за того, что произошло на протяжении последних двух-трех месяцев. Поэтому сейчас он продолжает свою деятельность в основном в Тбилиси и не собирается никуда уезжать из Грузии», - заявил Папуашвили.
Сравнивая ситуацию, сложившуюся в буферной зоне в ходе августовского конфликта, с положением на сегодняшний день отметил, что по сравнению с августом и сентябрем ситуация изменилась к лучшему.
«Но это касается тех сел, которые не расположены непосредственно на административной границе или смежной территории. В эти села основная часть населения возвратилась. Тем людям, чьи дома сожжены, оказывается определенная помощь, в том числе от и международного сообщества. Вторая категория сел, которые расположены непосредственно рядом с административной границей, там положение сложное исходя из того факта, что имеют место инциденты - часто стреляют, бывают случаи, когда со второй стороны границы переходят осетинские военные группировки и продолжается грабеж домов или просто наносят оскорбление людям. Но есть села, которые практически и сегодня пустуют», - отметил правозащитник с сожалением.
В качестве примера Папуашвили привел село Дисеви, которое расположено непосредственно на границе. Это село является одним из объектов офиса его организации, куда ее представители несколько раз "пробирались тайком" и смогли поговорить с местным населением, сфотографировать сожженные данные и документировать определенные факты. Село практически на границе, но контролируется русскими, и там нет грузинского населения, отметил собеседник.
По его словам, в целом в буферных зонах дискомфорта у населения больше нет, так как там расположены грузинские полицейские силы и наблюдательская миссия ОБСЕ, которые постоянно патрулируют на месте.
Папуашвили подтвердил заявления правозащитника Паата Закареишвили, опубликованные в газете «Резонанси», в котором он заявляет, что «Грузинские спецслужбы распространяют дезинформацию в грузинской прессе и в обществе, будто осетинская сторона в селе Ахалгори принуждает грузинских молодых людей записаться в осетинское ополчение и будто идёт насильственная паспортизация грузин».
«У нас есть документальные доказательства, подтверждающие это, которые просто я не опубликую по той простой причине, что жизни этих людей будет угрожать опасность. Я скажу больше - грузинские спецслужбы работают над определенными людьми, которые живут в Тбилиси, а не только в Ахалгори, принуждая их к сотрудничеству. Есть грузино-осетинские семьи, у которых есть связь с Цхинвали и с теми людьми, которые в руководстве Кокойты или ассоциированы с ними родственными и дружескими связями. Ведется постоянный шантаж этих людей - им прямо угрожают, говорят им, что они должны туда вернуться, должны сотрудничать, и нужна информация вот по этим вопросам. И это все происходит в Тбилиси. Все это делается очень обработано и гибко, но факт, что это происходит, и я подтверждаю эту информацию», - заявил Папуашвили.
Отметим, что 17 - 18 декабря в Женеве планируется проведение международных переговоров по безопасности на Кавказе. В повестке дня два основных вопроса: механизмы по предотвращению нового кровопролития в регионе и проблема беженцев.