Подлинность опубликованного в западной прессе списка 300 выходцев из Чечни, приговоренных к смерти президентом республики Кадыровым, пока не доказана. Об этом в эксклюзивном интервью «Кавказскому узлу» сообщил Крис Чиверс, один из авторов статьи в американской газете «Нью-Йорк Таймс», посвященной рассказу убитого эмигранта из Чечни Умара Исраилова о жестокости чеченского режима.
«В своем официальном заявлении в адрес австрийского антитеррористического ведомства в прошлом году один выходец из Чечни утверждал, что работал у президента Кадырова, и рассказал о списке врагов Рамзана. По его словам, 300 людей из этого списка приговорены к смерти. Мы заявили о существовании такого полицейского документа в середине января, а затем опубликовали копию списка на нашем веб-сайте. Затем эта информация была растиражирована СМИ», - говорит Чиверс.
«Я не видел этого документа и не знаю подробностей его содержимого, но очевидно, что это – богатая область для репортерского расследования. Однако я не могу поручиться за его достоверность. Очень легко составить и распространить фальшивый список, и сайты чеченских сепаратистов часто публикуют сообщения пропагандистского характера наряду с соответствующей действительности информацией. Так что есть смысл проверить подлинность этого списка», - считает журналист.
Напомним, что в статье «Нью-Йорк Таймс» от 31 января "Убитый эмигрант в деталях описывал системную жестокость чеченского вождя" приводятся свидетельства бывшего охранника президента Чечни Умара Исраилова и его отца Шарпудди Исраилова об увиденном в чеченских секретных тюрьмах. В статье отмечается, что заявления Исраиловых о произволе чеченских силовых органов экстраординарны даже с учетом того, насколько широко распространено насилие на Кавказе.
Умар Исраилов был застрелен в Вене 13 января. Задержаны восемь подозреваемых в совершении его убийства.
«Я встретил Умара в прошлом году в Вене, где он скрывался. Мы виделись вдали от его дома, так как я не хотел привлекать к нему внимание. Незадолго до встречи он сменил адрес и очень беспокоился о своей безопасности. У него не было защиты, предоставленной полицией, на встречу он приехал один», - сообщил Крис Чиверс в интервью «Кавказскому узлу».
По словам журналиста, Умар был похож на человека, который решил отстоять свои права до конца во что бы то ни стало.
«Он беспокоился, так как знал, что его разыскивают, но это его не останавливало», - рассказывает Чиверс.
В то же время Умар был весьма осторожным и рассудительным человеком.
«Мы говорили о многих проблемах в современной Чечне, включая коррумпированность властей и нелегальную торговлю нефтью. Он был очень осмотрителен в своих оценках: он не брался обсуждать вопросы, по которым у него не было сведений из первых рук», - говорит автор статьи в «Нью-Йорк Таймс».
- Встречались ли вы с отцом Умара? Рассказывал ли он вам о том, как его задержали?
- Люди, с которыми я встречаюсь, как правило, не хотят, чтобы я раскрывал подробности нашего общения. У меня нет разрешения Шарпудди обсуждать эти вопросы. Большинство таких людей сильно испуганы, так как критики чеченских властей сталкиваются с различными формами давления. Подробности же задержания приводятся в его исковом заявлении, которое размещено в виде файла в pdf-формате на сайте «Нью-Йорк Таймс».
- Что вы думаете об оппозиции в Чечне? Появится ли она там, если такие люди, как Умар и его отец, будут покидать республику?
- В чеченском обществе оппозиция очень слаба, и так было еще до того, как Исраиловы уехали оттуда. Люди слишком запуганы, чтобы противостоять властям.
- Сможет ли Европейский суд повлиять на ситуацию с пытками в Чечне решениями, которые, в основном, имеют финансовый аспект, поскольку субстантивные их части не выполняются в России?
- Я склонен считать, что определения, которые суд направляет в адрес правительства России, могут оказать положительное влияние на ситуацию в области прав человека. Однако вы хорошо знаете, что по многим прошлым делам правительство России вообще не давало ответа.
Отметим, что Исраилов был не первым, в чьем иске в Страсбургский суд фигурировал президент Чечни. Ранее такой иск подал уроженец республики Мохмадсалах Масаев, обвинивший Рамзана Кадырова лично и чеченские власти в целом в своем похищении в 2006 году.
Чеченские правозащитники утверждают, что заявления Масаева и Исраилова о тайной тюрьме вполне правдоподобны. Сотрудники "Мемориала" полагают, что есть связь между убийством Исраилова в Вене и его обвинениями в адрес Кадырова.
В свою очередь, в пресс-службе президента и правительства Чечни публикацию в СМИ материалов о возможной причастности Рамзана Кадырова к ряду совершенных в последнее время в России и Европе убийств считают попыткой дискредитировать президента Чечни.