В Санкт-Петербурге 5 и 6 февраля вспоминают жертв трагедии в чеченском селе Новые Алды, где в 2000 году проводил "зачистку" российский ОМОН.
Вчера, 5 февраля, в НИЦ "Мемориал" в Петербурге прошел вечер памяти жертв трагедии в чеченском поселке Новые Алды. А сегодня в 17 часов на Малой Конюшенной улице у памятника Гоголю в Петербурге пройдет траурный пикет памяти жертв трагедии в Новых Алдах.
5 февраля 2009 года - девятая годовщина расстрела жителей села Новые Алды в Чечне. Зимой 1999-2000 годов этот поселок, также как и другие населенные пункты в пригороде Грозного, постоянно подвергался ракетно-бомбовым ударам и артиллерийским обстрелам со стороны федеральных военных сил. Обстрелы продолжались и после того, как отряды боевиков уже покинули Грозный. Тогда жители поселка Новые Алды приняли решение направить к военным делегацию с просьбой прекратить огонь.
"3 февраля 2000 года около 100 жителей поселка, подняв белый флаг, направились к позициям военных, которые дислоцировались в окрестностях поселка. Однако по ним без всякого предупреждения была открыта стрельба. В результате получил тяжелое ранение и позже скончался один из местных жителей, русский по национальности", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" один из сотрудников Правозащитного центра "Мемориал" в Грозном.
Утром 5 февраля 2000 года в Новые Алды вошли отряды милиции особого назначения (согласно данным ПЦ "Мемориал", это были ОМОН Санкт-Петербурга и Рязанской области). В течение нескольких часов жертвами внесудебных расправ стали более 50 человек, в числе которых были годовалый ребенок, девять женщин и одиннадцать престарелых жителей поселка.
На состоявшемся накануне в Санкт-Петербурге вечере памяти жертв "зачистки" 2000 г. в Новых Алдах был показан фильм, который "Мемориал" сделал через несколько дней после трагедии в Алдах.
Председатель правления петербургской общественной организации "Дом мира и ненасилия" Елена Виленская отметила, что в сердцах чеченцев нет ненависти по отношению к русским после тех событий.
"Что удивительно, ненависти нет. Есть обида. Но при том, в Грозном, например, была выставка детских рисунков, и мы разговаривали с детьми, авторами рисунков, и они вспоминали своих каких-то русских друзей, они говорили, что хотят переписываться", - рассказала Виленская.
По словам члена этой же организации Елены Смирновой, для жителей Чечни очень важно не быть изолированными, иметь контакты с русскими людьми. Однако, по ее словам, организации пока не удалось найти в Петербурге школу, которая бы захотела поддерживать контакты со школой в селе Алды, передает радиостанция "Эхо Петербурга".
"Также для жителей этого села и всей Чечни очень важно восстановление справедливости, чтобы были наказаны преступники, совершившие это преступление. Чтобы было проведено справедливое, тщательное расследование, и ответственные за эти преступления были привлечены к суду. Это очень важно для людей, и они всегда об этом говорят", - подчеркнула Виленская.
"По сведениям "Мемориала", было убито 56 мирных жителей. У нас есть фотографии, нам прислали из Грозного: люди не хоронили своих близких вопреки мусульманским традициям, потому что они хотели, чтобы прокуратура провела тщательное расследование", - рассказала руководитель "Дома мира и ненасилия" в эфире радиостанции "Свобода".
К ответственности за случившееся в Новых Алдах до сих пор никто не привлечен. В 2007 году Россия проиграла несколько дел в Европейском суде по правам человека. Было признано, что Россия как государство виновна в случившейся трагедии. Страсбургский суд обязал российские власти выплатить пострадавшей стороне компенсацию в размере около 150 тысяч евро.
В 2000 году Правозащитный центр "Мемориал" выпустил брошюру под названием "Зачистка: Поселок Новые Алды, 5 февраля 2000 года". В этом докладе правозащитниками был приведен список 56 жителей, ставших жертвами "зачистки".
Своими воспоминаниями о пережитом в годы войны в Чечне делится в своем блоге на сайте "Кавказского узла" жительница поселка Катаяма Старопромысловского района Чечни Лидия Юсупова. Таких трагических годовщин, как произошедшее в Новых Алдах, в истории современной России, начиная с 1992 года, слишком много, считает она.
"Я, как и многие жители нашего поселка Катаяма Старопромысловского района осталась дома. Минометные обстрелы поселка не давали просто выйти за порог дома, с наступлением времени совершения намаза они усиливались в несколько раз, сочетались с авиа налетами. Ночные рейсы бомбардировщиков напоминали какую-то дикую забаву летчиков. Самолеты снижали высоту и проносились над крышами домов. Звук ревущих моторов, переходил в какой-то сатанисткий рев, который образно говоря "раздавливал". Свист бомб с угрожающей силой приближался к земле, и, впиваясь в землю, раздирал в клочья все на своем пути", - вспоминает Лидия.
"В конце декабря 1999 года поселок заняли российские военные, - пишет она. - Перед нами было жалкое зрелище. Военные в грязной военной одежде, с обезумевшими глазами, перекошенные лица, то ли от злобы, то ли от страха... Они врывались в дома, если двери закрыты были, ломали, хватали все, что попадалось под руки: продукты питания или одежда".
"Где-то в середине февраля 2000 года пришла женщина с поселка [Новые Алды - прим.ред.]. Она с семьей находилась в Ингушетии в лагерях беженцев. Рассказала про расстрел жителей Новых Алдов. Страшные вести, о сожженных заживо, расстрелянных российскими военными жителях, стали заполнять нашу жизнь. Потом стали приходить люди с поселка, многие, устав от жизни в палатках в лагерях беженцев, возвращались в свои разрушенные жилище. Искали родственников, оставшихся в Чечне", - рассказывает Лидия Юсупова.
"Казалось, что на этом все завершится. Окончатся боевые действия и с этим уйдет все... Но наряду с объявлением о завершении контртеррористической операции, с суетой выборов, и тому подобным, трагедии имели свое продолжение: похищения, убийства, исчезновения людей, - делится своими воспоминаниями автор. - Как-то я невольно поймала себя на мысли, что легче было мне под бомбами находится, чем каждый день слышать, видеть убитых горем матерей, жён...".