Один из погибших во время взрыва в Назрани (Ингушетия), объявленный силовиками террористом Хасан Муталиев, просил в 2007 году правозащитников оказать ему помощь в розыске брата и защите его прав.
В заявлении Муталиева на имя руководителя ПЦ "Мемориал" Олега Орлова от 15 марта 2007 года сказано, что примерно около 6 часов утра того дня к Муталиеву в дом по улице Киевская,61 в Малгобеке ворвалась группа вооруженных людей в масках. 20-25 вторгшихся человек говорили на русском и осетинском языках. Они были на а/м "Нива-тайга" серебристого цвета, ВАЗ-2107 - темно-фиолетового, "Волга" белого цвета и УАЗ серого цвета.
"Ворвавшиеся военные не представились и не предъявили санкцию на обыск, вели себя грубо, матерились. После поспешного обыска, они забрали моего брата, Муталиева Хусена Увайсовича, 1980 г. р. Когда военные вывели его со двора и подводили к машине, они стали его избивать, в этот момент Хусен вырвался и побежал. По нему открыли стрельбу из автоматического оружия, он упал, подбежавшие военные его закинули в "Волгу", быстро уехали. Я поехал за колонной, до границы с Осетией. На Кантышевском посту колону остановил сотрудник ГАИ, ему показали спецпропуск и поехали дальше", - писал Муталиев.
Хусена, по словам Муталиева, до этого забирали 21 сентября 2006 года, продержали в ГОВД г.Малгобека три дня, "где его избивали и заставляли оговорить себя, затем перевели в Назрановское РОВД и продержали еще семь суток и освободили".
Заявитель Муталиев и еще двое объявленных боевиками человек названы в числе убитых взрывом при проведении спецоперации в Назрани.
Как сообщал "Кавказский узел", вчера, 12 февраля, в Назрани силовики провели спецоперацию, в ходе которой блокировали частный дом. Когда сотрудники милиции приступили к проверке паспортного режима, их начали обстреливать. Перестрелка длилась около часа, затем дом был взорван. В правоохранительных органах утверждают, что боевики совершили самоподрыв. По некоторым данным, в доме взорвалось устройство, эквивалентное 70 кг тротила.
Погибли четыре офицера ОМОНа - подполковник милиции Андрей Кольцов, майор милиции Александр Рябенков, старший лейтенант милиции Андрей Ворона и рядовой Дмитрий Дмитриев, еще 18 милиционеров, а также трое сотрудников других правоохранительных органов и трое гражданских - местных жителей получили ранения и контузии, сообщил источник в правоохранительных органах "Интерфаксу".
Милиционеры были прикомандированы в Ингушетию из Мурманской области и проводили проверку "в связи с появившейся информацией о проникновении в Назрань группы террористов, которые, по оперативным данным, собирались провести крупный теракт", рассказали "Коммерсанту" в УФСБ России по Ингушетии.
По словам представителя управления ФСБ Ингушетии, один из погибших в результате взрыва - местный житель Хасан Муталиев, 1975 года рождения - был причастен к серии вооруженных нападений на сотрудников правоохранительных органов. Он якобы являлся организатором и непосредственным исполнителем "ряда особо тяжких преступлений террористического характера с использованием самодельных взрывных устройств".
"На нем была так называемая разгрузка с пустыми автоматными магазинами, а рядом лежал автомат Калашникова, в карманах никаких документов не было",- уточнили оперативники УФСБ. Во дворе дома под навесом оперативники нашли автомобиль ВАЗ-2114, в багажнике которого были спрятаны два мощных фугаса. Бомбы обезвредили на месте.
Более того, Муталиев назван лидером группы боевиков, действовавшей в Малгобекском районе Ингушетии, его позывные - "Мустафа" и "Абдулла", отмечает другой источник в правоохранительных органах.
Прокурор республики Юрий Турыгин уточнил, что "спецмероприятия проводились в Назрани в связи с розыском трех выходцев из Карачаево-Черкесии, направленных в Ингушетию в качестве смертников для совершения терактов. Это - женщина и двое мужчин". Фамилии не назывались, однако не исключено, что речь идет о предполагаемых террористах-смертниках Сергее Мокине по кличке Абдуль-Керим и супругах Алине Охтовой и Эдгаре Копсергенове, которые были объявлены в розыск в Южном федеральном округе несколько дней назад.
Позднее силовики объявили о том, что в небольшой времянке во дворе дома находились четыре двухсотлитровые железные бочки, заполненные алюминиевой пудрой и селитрой и снабженные детонаторами. "Эти находки не оставляют никаких сомнений в том, что в доме прятались террористы, которые намеревались совершить на территории республики крупный теракт",- заявила представитель следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ по Ингушетии Светлана Горбакова.
Она сообщила, что по событиям на улице Гараваджева возбуждено уголовное дело сразу по трем статьям УК РФ - ст. 167 ("Нанесение ущерба имуществу"), ст. 222 ("Незаконное хранение оружия и взрывчатых веществ") и по ст. 317 ("Покушение на жизнь сотрудников правоохранительных органов").
По завершении спецоперации на место приехал президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. По его словам, "в ходе спецмероприятия в Назрани могли быть уничтожены террористы, направленные в Ингушетию для совершения терактов против местного населения и правоохранительных органов".
Евкуров также пообещал, что власти окажут помощь в восстановлении поврежденного взрывом жилья. Напомним, что при взрыве бомбы были разрушены четыре дома - один, в котором проходила спецоперация, и еще три близлежащих.
Пока правоохранительные органы республики пытаются установить местонахождение владельца особняка. "Этот дом принадлежал бывшему сотруднику МЧС республики Султану Цицкиеву, у которого мы хотим выяснить, как в его особняк попали боевики",- пояснил представитель правоохранительных органов. По некоторым данным, Цицкиев жил в другом месте, а этот дом сдавал в аренду.
"Кавказский узел" продолжает отслеживать ситуацию в Ингушетии и ведет хронику происходящих там терактов, обстрелов и похищений.