17:00 / 08.03.2009В Нальчике прошел траурный митинг в память о депортации балкарского народа

Сегодня в столице Кабардино-Балкарии Нальчике, согласно ежегодной традиции, у мемориала жертвам репрессий состоялся траурный митинг, посвященный 65-й годовщине депортации балкарского народа и памяти жертв трагических событий 8 марта 1944 года.

В 10.00 утра к мемориалу приехали представители руководства республики, члены правительства и парламента КБР. Они возложили цветы к памятнику основоположника балкарской поэзии Кязима Мечиева, совершили поминальную молитву, а затем осмотрели  мемориал.

После этого состоялся траурный митинг. Его открыл один из лидеров Совета Старейшин балкарского народа (ССБН ) Бахаудин Этезов, который призвал присутствующих, соблюдая корректность, выслушать друг друга.

Председатель ССБН Исмаил Сабанчиев в своем выступлении отметил, что 8 марта человечество отмечает Международный женский день, "потому что женщина - мать, и этим сказано все".

"А представьте себе, - обратился к собравшимся Сабаничев, - что творилось в сердцах балкарских матерей, когда 65 лет назад их погрузили, как скот, в вагоны-теплушки и выслали из родных мест в дикие степи Казахстана и Киргизии, в то время как их мужья, сыновья, братья сражались на фронтах Великой Отечественной войны. В ссылке погибла третья часть народа".

По мнению Сабанчиева, балкарский народ был выслан по вине тогдашнего руководства  республики - Кумехова, Филатова и Бзиавы, которые, во избежание ответственности за капитуляцию перед наступавшими немцами, оклеветали балкарский народ.

Сразу после высылки балкарцев часть территории Кабардино-Балкарии, в том числе Приэльбрусье, была присоединена к Грузинской СССР. В этом и была истинная цель депортации балкарского народа, убежден председатель ССБН.

Еще один из лидеров ССБН Руслан Бабаев, комментируя корреспонденту "Кавказского узла" факт высылки, назвал его "беспрецедентным" по своей жестокости.

"Мой отец работал в  инспекции по расселению балкарцев, - рассказал Бабаев. - Он рассказывал, что, приезжая в какое-нибудь казахское или киргизское село в поисках балкарцев, он зачастую находил на их степных окраинах норы с полуживыми или уже погибшими людьми. Я сам родился в Средней Азии и жил там до 9 лет. Я был хилым и слабым, и только вернувшись домой, я окреп, выздоровел. Это говорит о том, что уже на генетическом уровне я не был приспособлен к тамошнему климату".


Руслан Бабаев отметил, что после возвращения балкарцам оказывалась помощь: кабардинские и русские колхозы передавали  им скот и другие имущество. "Однако за все годы после возвращения и по сей день в балкарских районах не было построено никаких предприятий, ни больших, ни малых", - подчеркнул собеседник.

В большинство балкарских сел, по его словам, покинувшие их люди обратно так и не были заселены. Вместо этого были созданы села-конгломераты, такие как Хасанья, Белая речка, Верхняя Балкария, Яникой.

"Есть законы о политической и экономической реабилитации. Их надо выполнять", - подчеркнул Бабаев, отметив, что Совет Старейшин уже добился через Конституционный суд отмены межселенных территорий и дальше будет также действовать в рамках законов и Конституции страны.

Собеседник при этом отметил, что его претензии к власти ни в коем случае не распространяются на "братский кабардинский народ". "Мы будет защищать права не только балкарцев, но и всего трудового народа", - заверил Бабаев.

Свое отношение к Дню памяти жертв депортации корреспонденту "Кавказского узла" высказал также вице-премьер Правительства КБР Дмитрий Нечаев.

"Это очень важный день, и нужно помнить о нем всегда. Нужно чтить память и погибших в ходе репрессий, и вернувшихся, внесших свой вклад в развитие республики. Я впервые посетил мемориал, и у меня сложились самые хорошие впечатления. Научные сотрудники мемориала работают над тем, чтобы находит людей, которые внесли свой вклад в развитие и подъем народа. То, что экспозиция развернута на два этажа, и показывает, что было до репрессий и что в период возрождения, свидетельствует о том, что мы должны понимать: как бы ни было плохо, надо вставать и идти вперед, надо стремиться к миру, согласию, нужно реализовать те возможности, которые есть у народа".

Мысль о необходимости "смотреть вперед" высказала также балкарская поэтесса Светлана Моттаева. По мнению поэтессы, в истории немало фактов человеческих страданий, но человек выживал и на руинах своего прошлого строил свое будущее.

"Давайте вспомним, - говорит Светлана Моттаева, - из каких селений нас увозили и в каких мы нынче живем. Какие там дома, школы, дворцы, кинотеатры, библиотеки, газовые магистрали. Из ссылки мы вернулись окрепшие духом. Балкарцы многого достигли в науке, культуре, искусстве. Несмотря на ряд социально-экономических проблем, у нас есть все, чем может гордиться народ".

Поэтесса также напомнила, что в своей беде балкарцы не были одни: "Там, в Средней Азии, клеймо изгоев носили карачаевцы, ингуши, чеченцы, калмыки и другие, а также около трех тысяч кабардинцев. А всего наказаны были 12 народов".

"Но беда не может длиться бесконечно. Мы прошли дорогу печали и гнева, и теперь надо постигать науку счастья и любви", - подчеркнула Светлана Моттаева.

Балкарцы были депортированы 8 марта 1944 года. Операция по выселению длилась всего два часа. В целом было переселено 37713 человек. Из общего числа высланных балкарцев 52 процента составляли дети, 30 - женщины, 18 процентов - мужчины: инвалиды, вернувшиеся с войны, и глубокие старцы. За 18 дней нахождения в пути в необорудованных вагонах от голода, холода и болезней умерли 562 человека. Расселение балкарцев производилось мелкими группами в Средней Азии и Казахстане. После 13 лет нахождения в ссылке народ был возвращен на родину.

В 1991 году был принят Закон "О реабилитации репрессированных народов", который определяет реабилитацию народов, подвергшихся массовым репрессиям в СССР, как признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до насильственного перекраивания границ.

Однако применение этого документа на практике оказалось осложнено многими факторами. Так, не был восстановлен в прежних границах ни один из четырех районов Балкарии, существовавших на момент насильственного выселения балкарцев с их террирорий в 1943 году. После возвращения из ссылки часть балкарцев была расселена в кабардинских районах.

В результате объединения балкарских сел с селами, выделенными из районов Кабарды, был образован смешанный Чегемский район с преобладанием кабардинского населения и, соответственно, принадлежностью административной власти кабардинцам, а самые густонаселенные балкарские села Хасанья и Белая Речка были переданы в административное подчинение г.Нальчика вместе с прилегающими к ним обширными земельными угодьями.

Автор:Луиза Оразаева