10 марта в Дагестане прошла встреча главы республики Муху Алиева с членами комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным отношениям и свободе совести и известными российскими правозащитниками. Также представители Общественной палаты провели в республике общественные слушания, однако, диалога между сторонами, по мнению председателя комиссии Николая Сванидзе, не получилось.
«В целом, впечатление от поездки сильное. Народ понравился, в Дагестане я был первый раз, - рассказал корреспонденту «Кавказского узла» председатель комиссии Николай Сванидзе. - Что касается ситуации в республике, она, конечно, неоднозначная. Однако я ожидал худшего».
«В Москве создавалось впечатление, что там просто нельзя по улице пройти — либо застрелят, либо украдут. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что это все-таки не так. И у меня ощущение, что главная проблема, из-за которой мы туда приехали, - это существование некоего замкнутого круга. С одной стороны - похищения людей органами правопорядка, судя по тем сигналам, которые к нам поступали. С другой стороны - убийства милиционеров. Но этот круг как-то можно разорвать. И руководство республики, по-моему, преисполнено уверенности, что это удастся сделать», - считает председатель комиссии Общественной палаты.
По мнению Николая Сванидзе, для того, чтобы решить эти проблемы, «нужно, в первую очередь, разговаривать, нужен диалог». «Иногда я был свидетелем просто абсолютно полного непонимания. У нас там прошли общественные слушания, и разговор превращался только во взаимные обвинения и все. Полное нежелание слушать друг друга. Но надо, чтобы это желание возникло», - заявил собеседник.
На прошедшей 10 марта встрече было принято решение о создании комиссии в республике под руководством или кураторством президента Алиева, в которую войдут и представители Общественной палаты РФ. В том числе, вероятно, и Николай Сванидзе.
Задачей комиссии станет обеспечение необходимого диалога, без которого, по словам Сванидзе, «насилие насилием не прервать». По его мнению, одна из главных проблем Дагестана это высокий уровень коррумпированности.
«У нас вообще коррумпированная страна, не только Дагестан и не только Северный Кавказ. Вся страна крайне коррумпирована. Но даже на этом фоне Дагестан, скажем так, не на последнем месте, а в первых рядах. И это очень усложняет ситуацию», - отметил Сванидзе.
Также Николай Сванидзе рассказал корреспонденту «Кавказского узла», что официальные структуры Дагестана представляли ему статистику по похищениям и убийствам.
«Как говорил президент Рейган на ломаном русском: «Доверяй, но проверяй». Эта официальная статистика, как и всякая статистика, имеет право на существование. Но, тем не менее, она должна проверяться. Я не думаю, что она абсолютно точна», - считает Сванидзе.
В распоряжении членов комиссии Общественной палаты была также и информация о похищениях и убийствах людей в республике, которую предоставила общественная организация «Матери Дагестана». Информация от этой организации была представлена мне еще в Москве, - отметил председатель комиссии. - В Дагестане также мне предоставляли информацию от этой организации. И предоставляли всю информацию по поводу самой этой организации: от нее, по поводу нее и против нее».
«Мое мнение - здесь все правы. Потому что представлять интересы всех людей, которые были похищены и интересы которых представляют «Матери Дагестана», как абсолютно невинных, мне кажется, было бы наивно. Это с одной стороны, а с другой — всегда должен соблюдаться закон. Это главное», - подчеркнул Николай Сванидзе.
Относительно причин экстремизма в Дагестане и действия силовых структур в республике, Сванидзе заявил, что причины экстремизма связаны со сложностью геополитического расположения республики.
«Вообще весь Северный Кавказ, как известно, не отличается «тихостью» и «мягкостью» обстановки. Мы знаем, что творилось и продолжает в значительной степени творится, хотя ситуация и изменилась, в Чеченской республике и Ингушетии. Поэтому Дагестан - не исключение. Это самая большая из северокавказских республик и самая многонациональная, поэтому здесь все это сложнее. Здесь очень силен ваххабизм, и это одна из главных причин сложностей в республике. Ну и плюс, повторюсь, высокая степень коррумпированности. Здесь огромное количество национальностей, что усложняет позицию власти, ведь всегда нужно иметь в виду позицию разных этносов».
Отметим, что, по мнению президента Дагестана Муху Алиева, ситуация с похищением людей в республике в настоящее время не ухудшается, а улучшается. Согласно озвученным им данным, за 10 лет в Дагестане похищено 80 человек, из них возвращено 47 человек, обнаружено 4 трупа, местонахождение 29 человек неизвестно.
Напомним также, что 10 декабря 2008 года на конференции правозащитников, посвященной 60-летию "Всеобщей декларации прав человека", руководитель движения "За права человека" Лев Пономарев предложил провести общественные слушания по Дагестану, пригласив уполномоченного по правам человека Владимира Лукина и представителей Общественной палаты
Проблема похищений в Дагестане, как и в целом на Северном Кавказе, остается острой. Жители республики неоднократно проводили акции протеста против похищений людей. Отметим, что 17 февраля силовиками в Дагестане были похищены два человека.
По данным ПЦ "Мемориал", в 2008 году в Дагестане было похищено 12 человек. Принципиальное отличие этих случаев от предыдущих лет – это то, что никто из них не исчез бесследно, судьбу каждого из похищенных удавалось проследить. По мнению председателя ПЦ "Мемориал" Олега Орлова, попрание прав человека силовиками в Дагестане ведет к активизации боевиков.