21:37 / 04.02.2019Шейхи Дагестана: конец XX - начало XXI вв.

Список шейхов с краткими данными

Акаев Мухаджир, кумык, родился в 1933 г., проживает в с. Дургели Карабудахкентского района. Получил иджаза, т. е. право иметь мюридов. Статус шейха накшбандийа он получил от шейха Мухаммеда-Назима Киприси (с Кипра), когда тот в 1997 г. посетил Дагестан. У него до 500 мюридов.

Бабатов Магомед-Мухтар, кумык, родился в 1954 г. в с. Параул Карабудахкентского района, проживает в поселке Кяхулай, который относится сейчас к Махачкале. Имам джума-мечети, шейх накшбандийа. Считают, что у него около 3 тыс. последователей, главным образом из числа кумыков (но есть и даргинцы), проживающих в поселке Кяхулай, а также в самой Махачкале и ее пригородах (Тарки, Альбурикент) и в городе Каспийске.

Гаджиев Магомед-Гаджи, кумык, родился в 1954 г. в с. Каякент Каякентского района. Проректор исламского университета им. имама Шафии в Махачкале. Шейх тариката накшбандийа, у него до 1 тыс. сторонников, проживающих в родном Каякентском, а также в Карабудахкентском, Буйнакском, Бабюртовском и Хасавюртовском районах, в пригородных поселках Тарки и Хушет и в Махачкале.

Гамзатов Арсланали, кумык, родился в 1954 г. в с. Параул, проживает в городе Буйнакске, где возглавляет исламский университет им. Сайфулла-Кади Башларова. Шейх шазилийа, последователь шейха Саид-афанди. Он является председателем Совета алимов ДУМД. У него около 3 тыс. мюридов, в основном это кумыки из родного Карабудахкентского района, а также в г.Буйнакске и Буйнакском районе.

Дургелинский Пата-Магомед, кумык, родился в 1943 г., проживает в с. Дургели Карабудахкентского района. Шейх накшбандийа, право иметь мюридов (иджаза) получил от Мухаммеда-Назима Киприси (о. Кипр). У него до 100 мюридов.

Ильясов Ильяс-Хаджи, кумык, родился в 1947 г. в с. Аданак Карабудахкентского района, имам мечети "Сафар" в Махачкале. Шейх накшбандийа, последователь шейха Магомед-Гаджи Гаджиева. Он имеет около 200 мюридов, проживающих в родном Карабудахкентском районе и поселках Махачкалы – Альбурикенте и Ленинкенте.

Исрафилов Серажудин (Хурикский), табасаранец, родился в 1954 г. в с. Хурик Табасаранского района, проживал в Дербенте. Шейх накшбандийа. Был наиболее влиятельным шейхом в Южном Дагестане. Он имел, как утверждают некоторые эксперты, до 8 тыс. мюридов среди табасаранцев и лезгин в Табасаранском, Хивском, Сулейман-Стальском и Ахтынском районах. 27 октября 2011 года был убит двумя неизвестными во дворе собственного дома.

Кадыров Бадрудин (Ботлихский), аварец, родился в 1919 г. в с. Ботлиха Ботлихского района. Шейх накшбандийа и шазилийа, имевший до 3 тыс. последователей, живущих в родном Ботлихском, а также в других аварских районах – Ахвахском и Хунзахском. Умер в 2003 г.

Казимагомедов Рамазан (Гимринский), проживает в родном джамаате имама Шамиля Гимры. Шейх накшбандийа.

Какамахинский Абдулвахид-афанди, даргинец, родился в 1933 г., живет в своем джамаате Какамахи. Шейх шазилийа, последователь Саида-Аффанди Чиркеевского. Имеет до 100 мюридов.

Карачаев Муртазали, кумык, родился в 1949 г. в Тарки. Ректор исламского университета им. имама Шафии в Махачкале. Шейх накшбандийа, получивший иджаза, т. е. Право иметь учеников, от Мухаммеда-Назима Киприси, когда тот в 1997 г. посетил Дагестан. Имеет 200 мюридов.

Курбанов Магомед, аварец, родился в 1944 г. в с. Инхело Ботлихского района. Сменил шейха Батрудина Кадырова (Ботлихского). Шейх накшбандийа и шазилийа.

Магомедов Абдулвахид, аварец, родился в 1950 г. Имам одной из махачкалинских мечетей. Иджаза, т. е. право иметь учеников, получил от шейха накшбандийа Мухаммеда-Назима Киприси. Имеет 300 мюридов.

Рабаданов Магомед, даргинец, родился в 1958 г., проживает в с. Ново-Костек Хасавюртовского района. Имам местной мечети. Шейх накшбандийа, последователь покойного шейха накшбандийа Тажудина Хасавюртовского (Рамазанова). Имеет до 1 тыс. мюридов.

Рамазанов Газимагомед, аварец, родился в 1948 г. в с. Гимры Унцукульского района. Шейх накшбандийа. Имеет до 100 мюридов в своем джамаате Гимры.

Тажудин Хасавюртовский (Рамазанов), аварец, родился в 1919 г. Выходец из джамаата Карата Ахвахского района, проживал в Хасавюрте. Шейх накшбандийа. Имел до 3 тыс. мюридов, проживавших в г. Хасавюрте, Хасавюртовском, Ахвахском и Цумадинском районах, а также среди переселенцев из этих мест, проживающих в Кизилюртовском районе. Умер в 2001 г.

Рамазанов Магомедхабиб (Ботлихский), аварец, родился в 1947 г. Проректор Исламского университета им. Саидбека Даитова в Хасавюрте. Шейх тариката кадирийа. Имеет до 1 тыс. мюридов.

Тагиров Гамбулат (Муцалаульский), аварец, родился в 1944 г., проживает в с. Муцалаул Хасавюртовского района. Шейх накшбандийа-мухамадийа, ученик покойного шейха Тажудина Хасавюртовского. Имеет 500 мюридов.

Чиркейский Саид Афанди (Ацаев Саид), аварец, 1937 г. рождения, проживал в с. Чиркей Буйнакского района. Являлся самым авторитетным шейхом накшбандийского и шазилийского тарикатов. Исламские знания он осваивал самостоятельно и арабский язык знает, как считают эксперты, в довольно ограниченных пределах. Он писал свои работы на аварском языке. По мнению знатоков, его произведения свидетельствуют о выдающемся литературном даровании. Считается, что у него было более 10 тыс. мюридов, главным образом среди аварцев, проживающих в Буйнакском, Кизилюртовском, Хасавюртовском, Шамильском, Гергебильском, Гумбетовском, Казбековском районах. Среди его почитателей есть высокие государственные чиновники и крупные предприниматели. С середины 1990-х годов все руководство ДУМД принадлежит к числу его приверженцев, хотя сам он не принимал непосредственного участия в общественных мероприятиях. Был убит 28 августа 2012 года в результате террористического акта - подрыва террористки-смертницы возле его дома.

В Дагестане есть также мюридские братства приверженцев давно умерших шейхов. Много приверженцев шейхов тариката кадирийа Кунта-Хаджи Кишиева (умер в 1867 г.) и Вис-Хаджи Зангиева среди чеченцев Хасавюртовского и Новолакского районов. В аварском джамаате Обода Хунзахского района действует братство последователей почившего более 100 лет назад шейха Магомеда из Обода. Есть последователи видного исламского деятеля периода Гражданской войны, выступавшего на стороне советской власти, шейха накшбандийа-халидийа даргинца Али-Гаджи Акушинского, умершего в 1930 г., а также шейха Амая, умершего в 1930-е годы, и других, еще недавно известных только в очень узком кругу их приверженцев.

Источник: Э.Ф.Кисриев. Ислам в Дагестане. М.: Логос, 2007. 132 с. (Ислам в России / под ред. А. В. Малашенко).

 

Автор:Кавказский Узел