Полгода назад, 31 октября 2008 года, Юнус-Бек Евкуров был наделен полномочиями президента Ингушетии, сменив на этом посту Мурата Зязикова, который управлял республикой с марта 2002 года и был досрочно освобожден с этой должности после захлестнувших республику массовых протестов и волнений.
Руководство этим уже несколько лет нестабильным регионом новый президент начал с попытки снять напряженность в обществе, восстановить авторитет власти и вернуть утраченное за последнее время доверие населения.
Первым делом Юнус-Бек Евкуров начал диалог с оппозицией, которая активно добивалась смены прежнего руководства республики. Некоторые из них (Магомед-Сали Аушев, Муса Плиев, Калой Ахильгов) заняли руководящие посты в новом правительстве и других органах власти.
Определенные сдвиги наметились и в отношениях с правозащитным сообществом. Президент стал чаще встречаться с представителями местных общественных организаций, а также родственниками похищенных, убитых и осужденных жителей Ингушетии.
Как один из положительных моментов его деятельности, наблюдатели отмечают и заметную активизацию работы по примирению "кровников", которая по инициативе Евкурова проводится местными старейшинами. Эта акция уже позволила привести к миру более 20 из сотни враждующих между собой ингушских семей.
Более того, президент провел основательную чистку в органах власти на предмет коррупции. С начала года по подозрению в нецелевом расходовании бюджетных средств задержан ряд высокопоставленных чиновников. "Никому не позволю украсть бюджетные деньги. Если мы добьемся того, чтобы бюджетные деньги не разворовывали, то сами удивимся к концу 2009 года тем переменам, которые произойдут в различных отраслях", - считает Юнус-Бек Евкуров.
Возможно, благодаря этим мерам новому президенту удалось добиться от федерального центра увеличения объемов финансирования. В конце прошлого года президент страны Дмитрий Медведев выделил 29 миллиардов рублей для реализации программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2009-2015 годов". На эти деньги планируется построить несколько небольших заводов, цехов, фабрик, объектов образования, здравоохранения и т.д.
Определенные шаги предпринимаются и в плане усиления контроля власти над правоохранительными органами. В республике открыта "горячая линия", куда местные жители могут обратиться с жалобами на нарушение своих прав. Кроме того, в конце прошлого года в республике создана Общественная комиссия по правам человека при президенте, в состав которой вошли депутаты парламента, представители силовых структур, неправительственных организаций и рядовые граждане республики.
Что касается другой, не менее болезненной для республики проблемы Пригородного района, президент дал понять, что не собирается добиваться изменения его территориального статуса, однако считает необходимым скорейшее возвращение ингушских беженцев в места прежнего проживания на территории Северной Осетии.
"Беженцев надо вернуть без всяких экстремистских высказываний и жить так, как это было раньше: вместе с осетинами, работать там сообща и строить общий мир", - сказал Евкуров на пресс-конференции 10 ноября прошлого года.
Вместе с тем, несмотря на все эти меры, установить полный контроль над ситуацией в регионе ему пока не удается. После некоторого затишья, наблюдавшегося первые два месяца после смены власти в республике, обстановка в Ингушетии вновь обострилась.
По данным Правозащитного Центра "Мемориал", в Ингушетии резко возросло число убийств: за четыре месяца текущего года правозащитники зафиксировали 59 случаев гибели людей. Среди убитых 21 мирный житель, 12 сотрудников местных силовых структур, 6 прикомандированных военных и военнослужащих срочной службы, 20 боевиков.
О том, что ситуация в Ингушетии далека от стабильной, говорят и официальные данные. По данным МВД республики, за первые три месяца текущего года в ходе проведенных правоохранительными органами мероприятий пресечена деятельность 28 лидеров и членов групп боевиков, из них 27 убиты, один задержан. В результате вооруженных нападений боевиков погибли 18 сотрудников правоохранительных органов и двое гражданских лиц, ранены 44 человека.
"Несмотря на многие положительные тенденции, связанные со сменой руководства республики, основная проблема Ингушетии - противостояние правоохранительных органов и представителей бандподполья – сохраняется. Если раньше нападениям подвергались большей частью представители силовых структур, то теперь от их действий страдает и гражданское население. По-прежнему актуальной остается проблема похищений людей", - характеризует ситуацию один из местных наблюдателей.
Тем не менее, считает политолог, у нового руководства есть весьма серьезный плюс – доверие населения. По его мнению, с самого начала "новая власть показала, что она открыта для народа".
"Президент, действительно, пользуется симпатией у населения. Он ездит по населенным пунктам, старается всех выслушать, дает людям возможность открыто высказываться по наболевшим проблемам, периодически встречается с правозащитниками и с жителями республики, чьи права были нарушены, с родственниками боевиков, в том числе. И не просто встречается. Некоторым оказывает даже поддержку в плане возвращения к нормальной жизни. То есть сегодня власть пытается показать, что она готова быть справедливой и идти людям навстречу", - утверждает собеседник корреспондента "Кавказского узла".
В качестве положительного примера собеседник привел случай с освобождением из-под стражи двух женщин, задержанных в марте этого года во время спецоперации в станице Орджоникидзевская. "Это тоже нонсенс. Сомневаюсь, что раньше такое было бы возможным", - говорит он.
48-летний предприниматель из Ингушетии Азамат-Гири Добриев считает, что говорить об изменениях, связанных с приходом Евкурова, рано. По его мнению, один человек, тем более с еще не сформированной до конца командой, "не в состоянии сломать систему, которая складывалась годами".
"Отсутствие нормальной политики, коррумпированность, полная бесхозяйственность и запущенность во всех областях – вот тот груз проблем, который достался сегодня новой команде. Понятно, что разобраться с этим за считанные месяцы нереально. Надеюсь, что со временем Евкуров сумеет распутать этот клубок. По крайней мере, видно, что он пытается что-то сделать", - уверен предприниматель.
В беседе с корреспондентом "Кавказского узла" 31-летняя домохозяйка Хади, в свою очередь, выразила сожаление по поводу не оправдавшихся в отношении нового президента надежд. "Возможно, он неплохой человек, но то, чего от него ожидали, похоже, не сбылось. Спокойнее в Ингушетии не стало. Каждый день что-то происходит, будь то взрывы, похищения или убийства", - говорит она.
"Чтобы добиться каких-то изменений в нынешней ситуации, нужны люди с нестандартным мышлением, способные принимать революционные решения. В нынешней команде я их не вижу. Безусловно, в правительстве есть порядочные люди, но они слабые, и вместо того, чтобы предлагать какие-то новые идеи, будут все время оглядываться на президента. В общем, пойдет та же волокита, что и раньше", - полагает студент одного из местных вузов Рашид.