В настоящее время на суд Ленинского района Махачкалы, в который прокуратура передала дело дагестанской газеты "Черновик", пять сотрудников которой обвиняются в разжигании национальной и социальной ненависти и вражды, оказывается давление, а сама процедура передачи дела именно в этот суд неправомерна, считает Биякай Магомедов, юрист газеты "Черновик".
Напомним, что уголовное дело по факту публикации в "Черновике" было возбуждено 31 июля 2008 года. Поводом послужила публикация в газете 4 июля 2008 года статьи "Террористы номер один", в которой цитировался один из лидеров боевиков Раппани Халилов. По мнению прокуратуры, в этой, а также ряде других статей оправдывался терроризм. Еще одно уголовное дело было возбуждено в отношении главного редактора издания Надиры Исаевой.
7 апреля этого года обвиняемых в возбуждении ненависти либо вражды или унижении человеческого достоинства журналистов газеты "Черновик", включая главного редактора, ознакомили с обвинительным заключением, которое они отказались подписывать. Между тем, еще 5 апреля прокурор Дагестана Юрий Ткачев утвердил обвинительное заключение по статье 282 Уголовного кодекса РФ и передал дело в федеральный суд Ленинского района Махачкалы.
Однако 23 апреля федеральный суд Ленинского района города Махачкалы поддержал ходатайство сотрудников газеты "Черновик" об изменении подсудности возбужденного в отношении них уголовного дела.
Судья Зайнутдин Маданов поддержал ходатайство журналистов, так как в ходе судебного заседания обнаружилось нарушение прокуратурой Дагестана принципа передачи уголовного дела по подсудности: уголовное дело было передано в суд Ленинского района Махачкалы по месту нахождения юридического адреса редакции еженедельника – проспект Насрутдинова, а не в суд Кировского района города, где, по улице Гаджиева, газета "Черновик" фактически находится.
Адвокаты сотрудников "Черновика" представили письменные ответы на запросы главы администрации Кировского района Махачкалы Ахмеда Нахаева и заместителя начальника Управления Судебного департамента по Дагестану Шабанова Х. Я., подтверждающие, что ул. Гаджиева территориально относится к Кировскому району столицы Дагестана. Руководствуясь представленными доказательствами, судья Маданов вынес решение передать уголовное дело по подсудности – в суд Кировского района.
Однако прокуратура не согласилась с этими доводами и представила в Верховный суд республики Дагестан кассационное представление, в котором просит отменить постановление судьи Маданова. В обоснование своих доводов прокуратура указывает на то, что юридическим адресом еженедельника "Черновик" является дом № 61 по пр. Насрутдинова, относящийся к Ленинскому району города Махачкалы. Также указывается, что данный адрес фигурирует во всех тиражах еженедельника, соответственно, местом совершения преступления прокуратура считает пр. Насрутдинова в Махачкале.
"Согласно статям 32-35 УПК РФ, уголовное дело должно рассматриваться по месту совершения преступления. Следователь Максим Мирзабалаев указывает в материалах дела, что преступление совершено по адресу: ул. Магомед Гаджиева, 94. Следовательно, дело должно рассматриваться тем судом, к подсудности которого отнесено по территориально-административному делению, то есть Кировским судом города Махачкалы", - утверждает Биякай Магомедов.
Юрист отмечает, что споры о подсудности, согласно УПК, не допускаются. "Мы не оспариваем факт регистрации газеты по пр. Насрутдинова. Однако, в отличие от ГПК РФ, где в силу ст. 28 иск предъявляется по месту регистрации ответчика, в УПК (ст. 32) предусмотрено рассмотрение уголовного дела по месту совершения преступления", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" юрист "Черновика" Биякай Магомедов, один из тех, в отношении кого возбуждено уголовное дело.
Он не согласен с позицией прокуратуры, мотивируя это тем, что "место совершения преступления" и "место регистрации юридического лица" абсолютно разные по смысловому значению понятия. К тому же, уголовное дело возбуждено не в отношении юридического лица, а в отношении физических лиц, то есть журналистов "Черновика", отмечает юрист.
"По имеющимся у редакции данным, в настоящее время идет колоссальное давление на суд Ленинского района со стороны прокуратуры республики. Нас удивляла эта странная позиция прокуратуры - почему в прокуратуре хотят, чтобы дело в отношении меня и моих коллег рассматривалось именно в Ленинском суде? Однако, адвокатская практика показывает, что Ленинский суд в глазах многих адвокатов осуществляет дагестанский аналог "басманного правосудия"", - рассказал Биякай Магомедов.
По словам собеседника, движение уголовного дела по судам на деятельности редакции пока не отражается, газета работает в обычном режиме. "Единственное, что нас беспокоит, это нежелание органов прокуратуры реагировать на те нарушения, которые допущены как следствием, так и республиканской прокуратурой в ходе расследования нашего уголовного дела и передаче его в суд", - говорит Биякай Магомедов.
Журналист газеты "Черновик", в отношении которого возбуждено уголовное дело, Магомед Магомедов, рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что обвиняемые просили и следственное управление, и Генпрокуратуру передать расследование и осуществление надзора за уголовным делом в другой субъект России, так как не доверяют местному следственному управлению, а также прокурору Республики Игорю Ткачеву.
По его словам, к примеру, заместитель начальника Следственного управления СКП РФ по республике Дагестан Мирзабала Мирзабалаев является отцом старшего следователя по особо важным делам Максима Мирзабалаева, расследовавшего уголовное дело в отношении сотрудников газеты "Черновик". Начальник следственного управления по своей должности является заместителем прокурора Дагестана Ткачева.
"Следовательно Мирзабалаевы, как старший, так и младший, находятся в прямой зависимости от прокурора республики, который имеет личную неприязнь к изданию и является одним из инициаторов преследования газеты", - рассказал Магомед Магомедов.
По его словам, сам прокурор Ткачев является ответчиком в гражданском процессе, где истцом выступает газета "Черновик". В гражданском процессе газета ставила вопрос о служебном несоответствии прокурора Дагестана. При таких условиях, журналисты сомневаются, что Игорь Ткачев будет осуществлять прокурорский надзор за законностью и объективностью следствия.
В настоящее время журналисты ждут ответа от Верховного суда республики Дагестан.
Ранее главный редактор "Черновика" Надира Исаева заявила, что считает экспертное заключение, на котором основывалось уголовное дело, недостаточно аргументированным и недобросовестным, а действия правоохранительных органов в отношении нее самой и ее газеты объяснила желанием признать газету экстремистской организацией с целью ее закрытия.
Как сообщал "Кавказский узел", в ноябре 2008 года Федеральный суд Ленинского района Махачкалы обязал газету дать опровержение и принести извинения МВД в связи с публикацией статьи Биякая Магомедова "Нужны "роботы в погонах" (N27 от 4 июля 2008 года). В статье приводились расценки на различные должности, которые, по версии автора статьи, должен был заплатить кандидат, желающий работать в системе МВД.
Отметим, что на XIII международном фестивале журналистов "Вся Россия-2008" в Сочи дагестанский еженедельник "Черновик" занял первое место за цикл публикаций о социально-экономическом и правовом положении в Дагестане.