15:58 / 20.05.2009В Чечне продолжаются спецоперации, местные жители боятся "охоты на ведьм"

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Силовые структуры Чеченской Республики продолжают масштабные спецоперации в горных и предгорных районах республики, направленные на поиск и ликвидацию участников вооруженных формирований. Местные жители опасаются, что вместо боевиков будут задерживаться невиновные люди.

"Масштабные спецмероприятия по поиску и нейтрализации участников НВФ (незаконные вооруженные формирования), обнаружению и уничтожению их баз, тайников и схронов с оружием и боеприпасами, начавшиеся 16 мая, продолжаются в том же режиме, - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" офицер чеченской милиции.

В ряд "проблемных", по его словам, районов, таких как Веденский, направлены дополнительные силы. Проводимые мероприятия включают в себя организацию засадных действий, "проческу местности, выставление секретов в местах возможного передвижения бандитов".

"Проводимые мероприятия уже дают ощутимые результаты. Только в течение двух суток сотрудниками правоохранительных органов в Сунженском районе Ингушетии были уничтожены четыре участника бандформирований, а еще один убит в районе села Шалажи Урус-Мартановского района. Двое из них были наемниками: один убитый боевик оказался гражданином Азербайджана, а второй был родом из Объединенных Арабских Эмиратов, - утверждает собеседник. - Кроме того, во время прочески лесного массива у села Верхний Алкун (Сунженский район Ингушетии), сотрудники ингушских и чеченских правоохранительных органов обнаружили небольшие базы боевиков с запасами продовольствия и обмундированием".

По его словам, в проводимых в приграничных с Чечней районах Ингушетии специальных мероприятиях задействованы военнослужащие батальона спецназначения Внутренних войск МВД России "Север" (укомплектованного этническими чеченцами), а также сотрудники полка милиции специального назначения МВД Чечни имени Ахмата Кадырова и полка Управления вневедомственной охраны МВД республики. "За время проведения спецопераций, как в Ингушетии, так и на территории Чечни, погибших у нас нет. Только в Веденском районе республики в результате перестрелки с бандой боевиков были ранены трое военнослужащих федеральных сил и сотрудник чеченской милиции", - заявил он.

Жители Веденского района, однако, утверждают, что только во время произошедших 18 мая в районе селений Элистанжи, Эшилхатой и Нефтянка боестолкновений силовиков с участниками вооруженного подполья были убиты не менее четырех сотрудников правоохранительных органов. Информацию о гибели по крайней мере одного сотрудника чеченской милиции в Веденском районе Чечни подтвердил и один из жителей села Алхазурово Урус-Мартановского района республики, который сообщил, что накануне здесь прошли похороны убитого.

Напомним, что 15 мая в Грозном в результате взрыва, прогремевшего у здания МВД Чечни, погибли четыре человека и не менее пяти получили ранения. Террорист-смертник погиб на месте. Это был первый теракт, совершенный смертником со времени отмены контртеррористической операции в Чечне.

После этого президент Чечни Рамзан Кадыров заявил, что никакой амнистии больше объявляться не будет. При этом чеченский президент родственникам участников вооруженных формирований пообещал "проблемы".

Находящийся в Москве спикер чеченского парламента Дукуваха Абдурахманов заявил журналистам, что в Чечне боевиков не осталось. "Ни одного боевика на территории Чеченской Республики нет. Но которые отсыпаются где-то, и, получив деньги и паспорт, приезжают в Чеченскую Республику - они есть. Но мы их будем уничтожать", - сказал Абдурахманов.

Некоторые жители Чеченской Республики выражают опасения по поводу того, что масштабные спецоперации против боевиков могут превратиться в "охоту на ведьм".

"Мне было просто стыдно слушать выступление Рамзана в мечети, после того, как в Грозном у здания МВД взорвался смертник. Он говорил такие слова и вещи, которые не то что в храме, но даже в присутствии других людей не говорят", - говорит 24-летний студент одного из Московских ВУЗов, представившийся Аликом.

"Ряд громких заявлений, сделанных в последние дни президентом Чечни Рамзаном Кадыровым, министром внутренних дел республики Русланом Алхановым и его заместителем Али Тагировым, могут привести к негативным последствиям, - заявил в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" представитель одной из чеченских неправительственных организаций. - Я говорю, прежде всего, об угрозах в адрес родственников участников вооруженных формирований. В частности, Рамзан Кадыров, выступая по местному телевидению, после совершенного в минувшую пятницу теракта у здания МВД, не только заявил, что отныне боевикам не будет никакой пощады, но и открыто высказал угрозы в адрес их родных и близких. В частности он сказал, что у родственников боевиков "будут большие проблемы".

"Примерно в таком же ракурсе выступил и министр МВД, а вчера по местному телеканалу выступал уже один из заместителей министра, Али Тагиров. Он тоже открыто угрожал "пособникам" бандитов, и фактически потребовал от своих подчиненных начать полномасштабные "зачистки": проверять каждый дом, выявлять лиц, живущих не по прописке, устанавливать и проверять всех, кто приехал к кому-то и так далее. Такие вещи, подчиненные высоких начальств обычно воспринимают как руководство к действию и начинают творить все, что хотят", - говорит он.

"Репрессии в отношении родственников боевиков, я тоже считаю неправильным шагом. Даже при Сталине существовал принцип "Сын за отца не отвечает" и наоборот. Когда высокие должностные лица с экрана телевизора говорят, что отныне они будут охотиться не столько за боевиками, сколько за их родственниками, что будут забирать братьев участника вооруженных формирований, становится просто страшно", - говорит собеседник корреспондента "Кавказского узла".

Фактически такие действия, по его мнению, могут вызвать только вспышку насилия и новую волну оттока молодежи в горы.

"Представим себе молодого человека, который сидит дома, работает или учится, но которому не повезло иметь брата-боевика. И вот ему открыто говорят - если твой брат не явится с повинной, то заберут тебя. А что бывает с теми, кого задерживают наши доблестные правоохранительные органы, думаю, объяснять никому не стоит. В лучшем случае он вернется домой с отбитыми почками или переломанными ребрами, - утверждает собеседник. -Что остается делать такому молодому человеку? Сидеть и ждать, пока к ним ночью ворвутся вооруженные до зубов люди в масках и уволокут, неизвестно куда? Или же бежать к брату? Насилие будет порождать только ответное насилие".

Такого же мнения придерживаются 49-летний житель Грозного Майрбек Габатаев. "Воевать надо с боевиками, а не с их родными и близкими. Сегодня в Чечне уже далеко не та ситуация, которая была лет 20-30 назад, когда дети во всем слушались родителей и почитали старших. Две войны изменили многое. Ни одна мать, ни один отец не разрешит своему сыну или дочери уходить в горы и браться за оружие, потому что это верная смерть. Это знают все. Но вот наши "органы" почему-то любят вымещать свою злобу именно на фактически безвинных людях", - говорит Габатаев.

Автор:Александр Иванов