ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Террорист-смертник Беслан Чагиев, совершивший 15 мая самоубийственный теракт у здания МВД Чеченской Республики в городе Грозном был в свое время известным борцом. Причины, по которым Чагиев взорвал себя в Грозном, так до сих пор и неясны.
"Я пытался установить что-нибудь относительно Чагиева и возможной мотивации этого его поступка, и нашел кое-что интересное. По моим данным, полученным благодаря помощи друзей из силовых структур, теракт у здания МВД Чечни совершил Беслан Саварбекович Чагиев, 1968 года рождения, уроженец Казахстана, который с 1985 года был прописан в Красноярске, а до недавнего времени проживал в станице Орджоникидзевская Сунженского района Ингушетии. Туда же он приехал из Турции, где работал тренером по вольной борьбе", - рассказа корреспонденту "Кавказского узла" руководитель одной из местных правозащитных организаций.
"Так вот, этот самый Беслан Чагиев в прошлом был известным российским спортсменом. Он мастер спорта по греко-римской борьбе. Многократный победитель различных спортивных состязаний, в том числе международного уровня. В 1993 году он даже был чемпионом Европы и победителем международного турнира "Большой шлем Германии". В 1988 и 1994 Чагиев дважды становился обладателем Кубка мира. У него было высшее образование - в 1993 закончил физкультурный факультет Красноярского пединститута. В конце 90-х годов он работал тренером по борьбе в Красноярске", - утверждает собеседник.
"А вот что было дальше, неизвестно. Как Чагиев попал в Турцию, чем он до этого занимался, что делал в Ингушетии и на каком основании силовики записали его чуть ли не в "правые руки" Докку Умарова, пока неясно. Также непонятно, что толкнуло его на совершение этого теракта", - говорит правозащитник.
По его мнению, Чагиев мог пойти на этот шаг чисто из каких-то личных побуждений и, возможно, пытался совершить акт личной мести кому-то из высокопоставленных работников МВД Чечни.
"Но это сугубо мое личное мнение. Заявления руководства МВД республики о том, что Чагиев планировал какой-то "резонансный" теракт, пытался пробиться в здание МВД и тому подобное, мне кажутся не слишком убедительными. Мышление у 40-летнего мужчины и паренька 17-ти - 20-ти лет, совершенно разные. Первый - уже сложившаяся личность - многое видел и понимает, а второго можно легко "подцепить на крючок" рассказами о Джихаде и о том, что главная цель жизни человека заключается в том, чтобы умереть во имя идеи всемирного халифата", - отмечает собеседник корреспондента "Кавказского узла".
В силовых структурах республики от каких-то комментариев по этому поводу воздержались, также как и от ответа на вопрос о том, имеется ли у них информация относительно участия Чагиева в боевых действиях на территории Чеченской Республики. Представитель правоохранительных органов заявил, что следствие по данному делу все еще продолжается, и говорить о чем-либо можно будет только по завершению расследования.
Напомним, 15 мая в городе Грозном террорист-смертник привел в действие взрывное устройство на входе в центральный КПП у здания МВД Чечни, куда его не пропустила охрана. В результате взрыва он сам, водитель такси, который довез террориста к зданию МВД и двое сотрудников милиции погибли. Еще пять человек, включая трех сотрудников правоохранительных органов, получили ранения.
Позже руководство правоохранительных органов республики сообщило имя предполагаемого террориста. Им оказался житель Ингушетии Беслан Чагиев. Вечером того же дня в Старопромысловском и Заводском районах города Грозного сотрудниками республиканских силовых структур были убиты четверо молодых людей, которых местные правоохранители объявили "членами банды Чагиева", направленными в грозный для осуществления "резонансных" терактов. При этом, по данным Правозащитного центра "Мемориал" в Грозном, убитые молодые люди не оказывали при задержании вооруженного сопротивления.
После совершенного в Грозном теракта президент Чечни Рамзан Кадыров объявил о том, что он отказывается в дальнейшем от поиска компромисса с боевиками. "Я клянусь, что больше к ним пощады не будет, не будет также амнистии и призывов вернуться домой. Если в лесу кто-то и остался, это те, с кем впредь мы никогда не будем церемониться. Всему этому должен быть положен конец. Больше никого не будем уговаривать. Только метод проведения спецопераций, только уничтожение тех, кто окажет сопротивление", - сказал чеченский президент.
Кадыров также пригрозил "большими проблемами" родственникам участников вооруженного подполья. "Я знаю, что родители видятся и созваниваются со своими сыновьями и желают им благословения. Такие родители должны уяснить для себя, что их сыновья несут горе и страдания народу", - заявил чеченский президент.
Муфтий республики Султан-хаджи Мирзаев, поддержал Кадырова в его намерении отказаться от амнистии боевикам и заявил, что он воспользуется своим правом издать специальную фетву (разрешение), поддерживающую действия президента Чечни, "направленные на ликвидацию преступных группировок".
Взрыв 15 мая стал первым терактом, совершенным смертником со времени отмены контртеррористической операции в Чечне. Ответом на него стала масштабная спецоперация силовых ведомств Чечни и соседней Ингушетии, которая началась 16 мая в ряде районов Чечни, а также в районе административной границы республики с соседней Ингушетией.