ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Международная научно-практическая конференция "Генеалогия народов Кавказа. Традиции и современность" прошла 6 июня в Североосетинском институте гуманитарных и социальных исследований (СОИГСИ).
Среди участников были исследователи из Азербайджана, Армении, Чеченской Республика, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Краснодарского края и Северной Осетии.
В Северной Осетии два года назад образовалось историко-родословное общество. Как отметил руководитель сектора генеалогических исследований СОИГСИ Ислам-Бек Марзоев, в обществе наблюдается большой интерес к познанию истории фамилии и рода.
"Представители различных фамилий стремятся к тому, чтобы издавать буклеты об истории, выпускаются генеалогические альбомы, появляются фамильные книги с указанием адресов проживания и членов семей. Все это делается массово, много людей работает с архивными материалами и главная задача состоит в том, чтобы преодолеть различные технические проблемы и поставить эту творческую и созидательную деятельность на научный уровень", - обозначил ситуацию Марзоев.
В российских регионах возрождаются историко-родословные общества, российская генеалогическая федерация входит в международную федерацию, которая базируется во Франции. Исследователи Северной Осетии осуществляют сбор материалов для последующего издания фамильной энциклопедии, в которой будет представлена информация о 3500 фамилиях.
"Проведенные нами исследования показывают, что фамилии в Северной Осетии связаны друг с другом и соседними народами, и это представляет большой интерес - особенно в аспекте межнациональных связей", - отметил Марзоев.
Эльмира Далгат, доктор исторических наук, заведующая Центром истории Дагестана, считает, что конференция является эффективной площадкой для обмена мнениями и опытом работы в области генеалогии народов Северного Кавказа и Закавказья. Собеседница агентства отметила, что ее пребывание в столице Северной Осетии также связано со стремлением получить как можно больше сведений о своих предках - это Магомет и Башир Далгат, которые длительное время проживали во Владикавказе.
"Это период - последняя треть XIX века и начало XX века. Мои предки принимали активное участие в общественной жизни Владикавказа. Башир Далгат являлся членом владикавказской городской думы, входил в состав правления совета по строительству суннитской мечети, которая украсила город. Он был членом многих благотворительных и просветительских обществ, внес вклад в деятельность общества просвещения горских народов", - сказала Далгат.
Доктор наук пояснила, что ей удалось найти дом Башира Далгата, который в настоящее время находится на ул. Горького, 43, и в двухэтажном строении размещается детский садик.
"С помощью коллег из института, ученых и исследователей надеюсь собрать обширную информацию о жизнедеятельности своих предков, сфотографировать на память дома, где они проживали", - поделилась планами Далгат.
Десять лет назад была создана общественная организация - Дворянское собрание Кубани, и значительным в ее деятельности является все, что связано с геральдикой и генеалогии, подчеркнула участница конференции Елена Сухачева, прибывшая из Краснодара. По ее словам, российская империя была многонациональной и многоконфессиональной - в Дворянском Собрании Кубани есть представители многих фамилий и национальностей Кавказа и Закавказья.
Возвращение к корням, возрождение имен лучших представителей аристократии - дворянства, по мнению Сухачевой, играет немаловажную роль в воспитании молодежи: "Генеалогия и геральдика - это могучие средства нравственного воспитания, воспитания в семье, воспитание рода. Незнание своего рода ведет к забвению, и тогда лучшие исторические и культурные традиции остаются не востребованными потомками".
Как заметила Сухачева, в начале своей деятельности общественная организация испытывала определенные трудности со стороны представителей органов власти - тогда в определенной мере над чиновниками довлел стереотип восприятия дворянства как негативного явления.
"Теперь ситуация изменилась - администрация отвечает на наши письма и запросы, налажен хороший контакт, - подчеркнула она. - Все, что связано с генеалогий, историей народов зачастую держится на энтузиазме ученых, исследователей и просто неравнодушных людей. В данном направлении органы власти должны оказывать всемерное содействие для того, чтобы на основе богатого материала формировать качественную национальную и государственную политику".
Как пояснил еще один участник конференции Муслим Баразбиев, заведующий кафедрой культурологии и этнологии Кабардино-Балкарского государственного университета, его детские увлечения сказками, былинами и преданиями впоследствии перешли в осознанный жизненный выбор в пользу профессии ученого - историка.
На вопрос корреспондента "Кавказского узла" о том, нет ли опасения, что научно-практическая конференция по генеалогии станет лишь уделом узких специалистов и не дойдет до широкой общественности, в частности до молодежи, Баразбиев ответил: "Популяризация генеалогических исследований началась и продолжается. При умелом руководстве молодежь довольно быстро включится в этот процесс. Сейчас используются ресурсы Интернета - в сети довольно много информации, хотя наряду с серьезными исследованиями встречаются и самодеятельные. Кроме того, за последние двадцать-тридцать лет увеличилось как число участников конференций по генеалогии, так и расширилась география их проведения. Расширение круга людей, которые интересуются генеалогией, налицо".
Кандидат исторических наук считает неуместным внедрять генеалогию в образовательный процесс в качестве обязательного предмета - по его мнению, подобный подход может вызвать отторжение. Наиболее продуктивными в части популяризации генеалогических исследований могут стать факультативы, различные формы внеклассной работы, клубы и кружки по интересам, и здесь есть широкое поле деятельности для общественных структур.
Когда речь идет о генеалогии в практическом плане, не стоит руководствоваться количественными показателями, считает Баразбиев. Иногда расширение круга людей, которые занимаются этой проблемой, может привести к появлению работ не очень высокого уровня.
"Люди, обладающие небольшими познаниями в этой сфере, могут публиковать непроверенные сведения, что может привести к нежелательным явлениям, - заявил ученый. - Увлечение генеалогий должно способствовать улучшению взаимоотношений между людьми. Недопустимо какое-либо разделение на слои, выстраивание непроницаемых стен - это увлечение должно идти исключительно на объединение людей, основанное на фактах, знаниях и богатых архивах".
По информации "Кавказского узла", вышло в свет научное издание, в которое вошли доклады участников международной научно-практической конференции и материалы исследований по данной теме.
Напомним, что в Северной Осетии в июне 2008 года началась работа по формированию реестра объектов культурного наследия регионального и местного значения. Этим занимается комитет по охране и использованию объектов культурного наследия республики.