ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Четверо из задержанных в Египте российских студентов доставлены сегодня в Москву, сообщил адвокат Мурад Мусаев. По его словам, трое из них уже прошли таможенный контроль, в ближайшее время его пройдет и четвертый. Сын одного из лидеров чеченского вооруженного подполья Масхуд Абдуллаев на рейс опоздал и полетит в Москву завтра, 19 июня.
Ранее правозащитная организация Amnesty International выступила с заявлением о том, что Масхуду Абдуллаеву, сыну Супьяна Абдуллаева, лидера чеченского вооруженного подполья и ближайшего соратника лидера боевиков Северного Кавказа Докку Умарова, и еще пятерым студентам-россиянам в России грозят пытки и жестокое обращение.
Адвокат Мурад Мусаев отметил, что на таможне пограничники прибывшим в Россию студентам задавали вопросы о причинах их депортации в Россию из Египта, передает ИТАР-ТАСС.
В консульстве России в Египте рассказали, что на борт самолета сегодня поднялись двое мужчин и две женщины из списка депортируемых, вместе с ними депортировали и их детей.
Еще двое россиян не улетели. Как объяснил консул Тимур Магаметов, студентов везли из разных тюрем, и машины приехали в аэропорт Каира, когда самолет уже был в воздухе. "Их также должны вскоре отправить в их страну", – добавил консул.
По словам аспиранта университета Аль-Азхар Асвада, Масхуд Абдуллаев "попался случайно, просто оказался не в том месте и не в то время". "Да, он оказался, как говорят, сыном Супьяна Абдуллаева, но я и многие другие ребята этого не знали. Этот юноша в Каире уже два года. Документы все у него были в порядке", – говорит Асвад. Его комнату, по словам аспиранта, спецслужбы не обыскивали.
Студент Аль-Азхара по имени Руслан рассказал, что Абдуллаева задержали, когда тот ехал в такси. "Машину остановили. В это время задерживали многих иностранцев, и не только из университета", – добавил собеседник.
Масхуд Абдуллаев учился в каирском исламском университете Аль-Азхар с февраля 2006 года. Его арестовали 27 мая 2009 года сотрудники Управления расследований госбезопасности (УРГБ), а затем удерживали без связи с внешним миром в тюрьме в Торе, недалеко от Каира, говорится в заявлении Amnesty International, поступившем в адрес "Кавказского узла".
Остальных пятерых, очевидно, поместили под стражу в тюрьму в Аль-Канатере, также рядом с Каиром. Тогда же в результате волны арестов, прокатившейся среди иностранных учащихся исламского университета Аль-Азхар, были задержаны десятки иностранных студентов. Среди задержанных оказалось не менее 35 россиян, выходцев из республик Северного Кавказа.
Ещё четверых российских граждан, арестованных во время этой операции в ночь с 26 на 27 мая, депортировали 9 июня 2009 года. По свидетельствам очевидцев, в московском аэропорту их поджидали сотрудники российских федеральных силовых ведомств и чеченских силовых структур. На студентов надели наручники и увезли на допрос. Троих из них после этого отпустили, а местонахождение четвёртого остаётся неизвестным. Полагают, что его задержали чеченские силовики и отправили в Чечню, заявляет Amnesty International.
Депортацию Масхуда Абдуллаева и всех остальных организовало российское консульство в Каире и египетское Министерство внутренних дел, которое велело родственникам и знакомым шестерых задержанных заказать для них билеты из Каира в Москву – и никуда более. На их просьбы вылететь в Азербайджан, где, по их словам, они имеют статус беженцев, им ответили отказом.
Ранее житель Чечни Асвад Хариханов рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что задержанных в Египте россиян допрашивали на предмет участия в экстремистских группировках.
По словам упомянутого выше студента Руслана, у чеченских студентов спецслужбы Египта "пытались узнать провокационную информацию". "Ребята рассказывают, что у них спрашивали: "Вы же чеченцы? Вы же мусульмане? Вы же убиваете у себя русских, почему не убиваете здесь?" Студенты не знали, как реагировать на такие вопросы. "Они же простые студенты и приехали сюда учиться", – отмечает собеседник.
Официальная версия о нелегальном нахождении в Египте "абсурдна", утверждают студенты-собеседники "Газеты.Ru". "Например, у женщины, вылетевшей в Москву сегодня, с документами было абсолютно все в порядке. Другой студент менял себе загранпаспорт. Большинство же ребят, в том числе и Абдуллаев, проходили перерегистрацию, стандартную процедуру. Права депортировать их они, конечно, не имели. Но власти утверждают, что могут выгонять из страны и арестовывать кого угодно", – отмечают студенты.
Друзья депортированных сегодня учащихся надеются, что студентов не постигнет та же участь. Правда, признаются сами учащиеся, надежды на это мало. "Вы же знаете, какая практика: тех, кто имеет родственные связи с чеченскими боевиками, обычно задерживают сразу, их родственников шантажируют, предлагают обмены. 99%, что Масхуду грозит та же учесть", – уверен один из собеседников издания.
Последнее, что слышали от Абдуллаева друзья, что он сидит в "какой-то комнате аэропорта взаперти". "Машина заблудилась. Они опоздали на рейс. В итоге им двоим предложили купить новые билеты, они сказали, что таких денег у них нет. После этого связь с Масхудом пропала: может, не разрешают звонить, может, отобрали мобильник", - говорят студенты.
Как уже сообщал "Кавказский узел", Масхуда Абдуллаева вместе с другими восемью задержанными студентами университета Аль-Азхар должны были выслать из Египта в Москву 15 июня, однако депортация была отложена.
Некоторые из задержанных в Каире в ночь на 27 мая студентов уже были депортированы в Россию. Причиной решения о депортации было указано нарушение студентами правил пребывания в Египте. Некоторые из студентов были отпущены и продолжили обучение. Задержанные в Египте студенты жаловались на плохие условия содержания в следственном изоляторе.
Аресты российских студентов исламского университета "Аль-Азхар" имели место в Египте и ранее. Так, в конце 2003 года власти Египта задержали пятерых российских студентов этого вуза. Все они являлись выходцами из Дагестана.