ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Президент Чечни Рамзан Кадыров после покушения на главу республики Юнус-Бека Евкурова намерен возглавить борьбу с боевиками в граничащей с его регионом Ингушетии. Правозащитники считают, что это приведет к росту нарушений законности в регионе.
Кадыров намерен усилить спецоперации, которые проходят в обеих республиках после 16 мая. "Президент поручил мне довести эти мероприятия до конца и усилить их... включая Ингушетию", - сказал Кадыров.
По словам Кадырова, ранее спецоперация на территории двух республик проходила успешно, теперь он намерен руководить ей единолично и надеется на "хорошие результаты", сообщает Reuters.
В интервью телеканалу "Вести-24" Кадыров также заявил, что будет тесно сотрудничать с и. о. президента Ингушетии Рашидом Гайсановым, который ранее семь лет работал министром экономики Ингушетии. В связи с этим помощник Кадырова Альви Каримов заявил, что "административные границы - это условность, когда речь идет о боевиках. Именно из-за границ они и чувствовали себя вольготно".
По словам эксперта Human Rights Watch Татьяны Локшиной, "Евкуров пытался вести спецоперации в рамках законности, чего от Кадырова ожидать едва ли приходится". По ее словам, "ингушский президент работал, чтобы похищения прекратились", а в ходе спецопераций на территории Чечни исчезновения и пытки людей продолжаются.
Локшина отметила, что до начала спецопераций в середине мая борьбой с боевиками в Ингушетии занималось ФСБ, а с мая их совместно проводили чеченские и ингушские силовики. "Раз Кадырова допустили до Ингушетии, значит федеральный центр высоко оценивает его усилия по борьбе с боевиками и думает, что он справится лучше", - сказала Локшина, которую цитирует "Газета.Ru".
По словам Локшиной, после нападения на Евкурова Кадыров может получить "зеленый свет на любые действия в Ингушетии, будет играть там едва ли не главенствующую роль и может замахнуться на присоединение соседней республики к Чечне".
По мнению главного редактора сайта "Агентура.Ru" Андрея Солдатова, усиление роли Кадырова в соседней республике началось после нападения боевиков на Ингушетию в 2004 году, когда министр внутренних дел России Рашид Нургалиев "дал разрешение кадыровским силам вести операции на территории Ингушетии". С тех пор Кадыров проводит операции не только в Чечне и Ингушетии, но и других республиках. По мнению Солдатова, разрешение Кадырову на действия в другом регионе просто зафиксировало уже существовавшую практику.
Ранее член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко уже заявил, что покушение на Евкурова Кремль может использовать как доказательство того, что эффективнее всего с боевиками на Северном Кавказе борется президент Чечни, действующий чрезвычайно жестко. Методы самого Евкурова, способного идти на переговоры с боевиками, по мнению эксперта, российские власти могут посчитать не оправдавшими себя.
Президент Чечни уже пообещал, что жестоко отомстит за покушение на Евкурова. Жесткие заявления об усилении борьбы с боевиками последовали после встречи президентов Медведева и Кадырова 22 июня в Москве, во время которой президент Медведев фактически и поручил Рамзану Кадырову довести до конца операцию против боевиков, начатую в мае в Ингушетии.
Напомним, Евкуров был тяжело ранен в результате теракта, когда при проезде кортежа главы Ингушетии взорвалась приблизившаяся машина. Мощность взрыва составила не менее 70 килограммов тротила. Кроме главы республики, еще трое сопровождавших его лиц получили ранения, один из них позже скончался в больнице. Ингушский лидер сейчас находится в одной из московских больниц, 23 июня вечером он пришел в себя и начал реагировать на речь.
Отметим, в Ингушетии и Чечне проводятся масштабные спецоперации против участников вооруженного подполья, поводом для которых стал теракт 15 мая в Грозном, когда в результате взрыва, прогремевшего у здания МВД Чечни, погибли четыре человека и не менее пяти получили ранения. После этого президенты Ингушетии и Чечни договорились о совместных действиях силовых структур двух республик в борьбе с вооруженным подпольем.