ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В городе Аргун пять дней назад сожжен дом, принадлежавший семье террориста-смертника Рустама Мухадиева, взорвавшем себя в центре города Грозного у здания театрально-концертного зала. Местные жители говорят, что поджог осуществлен сотрудниками силовых структур Чечни.
Напомним вечером 26 июля недалеко от входа в театрально-концертный зал Грозного террорист-смертник Мухадиев привел в действие взрывное устройство большой мощности. Силовики заявили, что мужчина пытался пройти в здание, но был остановлен наружным оцеплением, после чего осуществил самоподрыв. Жертвами взрыва стали четыре высокопоставленных сотрудника МВД Чечни и двое гражданских лиц - граждане Турции и Грузии. Еще четыре человека, включая трех милиционеров, были ранены.
В сгоревшем доме Мухадиева проживала его мать, но близкие террориста покинули здание заранее, после того, как спустя несколько дней после теракта силовики сообщили им о причастности Рустама к теракту и высказали угрозы в адрес членов семьи, утверждает представитель одной из правозащитных организаций Чечни. Где сейчас находятся родные Мухадиева, неизвестно.
Получить комментарии силовиков по поводу случившегося не удалось - руководитель пресс-службы МВД Чечни в отпуске, а сотрудники МВД в ответ на просьбу прокомментировать поджог дома обрывали телефонный разговор.
"Силовики облили дом внутри и снаружи бензином, подожгли его и не уехали до тех пор, пока пламя не охватило здание. В результате дом внутри полностью выгорел, также как и крыша. Сейчас от дома Мухадиевых остались одни только обугленные стены", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник одной из республиканских правозащитных организаций. По его словам, соседи вмешаться в действия силовиков не посмели.
Практика "мести" со стороны сотрудников силовых ведомств родственникам боевиков никаких чувств, кроме ненависти к власти, у населения не вызывает, утверждает правозащитник.
С мнением правозащитника согласна и одна из жительниц Аргуна. "Когда республиканские власти и официальное духовенство говорят, что родители несут ответственность за действия своих детей и что их надо наказывать, если сын ушел в боевики, это неприятно слышать. Какой отец или мать сегодня добровольно отправят своего ребенка умирать? Наказывать одних людей за деяния других, противоречит не только российским законам, но и законам Аллаха, о котором наши власти любят так часто упоминать", - сказала женщина.
Практика уничтожения домов родственников участников вооруженных формирований, а также запрет проводить поминки по убитым боевикам, применяются чеченскими властями уже несколько лет, и являются одними из способов, которыми Рамзан Кадыров хочет лишить вооруженное подполье поддержки населения. Он неоднократно заявлял, что родственники участников вооруженных формирований должны нести ответственность за их действия.
"У них (боевиков - прим. "Кавказского узла") есть родственники, есть тейп (род - прим. "Кавказского узла"), есть туккхум (родоплеменной союз - прим. "Кавказского узла") и все они должны отвечать за своего человека. Либо пусть выходят и сами уничтожают своих собак, либо пусть отдают их нам", - сказал Кадыров после совершенного в Грозном Мухадиевым теракта.
О фактах подобного рода и росте похищений людей в Чечне, незадолго до своей гибели открыто говорила известная чеченская правозащитница Наталья Эстемирова, похищенная и убитая 15 июля текущего года.
Факт сожжения домов родственников боевиков в Чечне ранее был признан Human Rights Watch. Сообщал об этом и Правозащитный центр «Мемориал», отмечая, что поджоги совершаются с одобрения властей Чечни.
Напомним также, что 30 июля президент Чечни возложил ответственность за совершенный 26 июля в теракт на одного из идеологов кавказских боевиков, шейха Саида Бурятского. По словам Кадырова, уроженец Бурятии Александр Тихомиров, более известный как Саид Бурятский, готовил террориста-смертника полтора года. Президент Чечни заявил, что "из нормального человека и молодого спортсмена Рустама Мухадиева сделали смертника, накачивая его дурманящими препаратами и подвергая психологической обработке".