13:15 / 26.08.2009Житель Дагестана жалуется на неправомерные действия милиции

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Житель селения Рахата Ботлихского района Дагестана Абдулбадыр Абдулжапаров сегодня обратился к министрам внутренних дел России и Дагестана Рашиду Нургалиеву и Али Магомедову с жалобой на незаконные действия начальника уголовного розыска Ботлихского РОВД Лабазана Дербишева. Абдулжапаров считает, что стал жертвой преследования со стороны милиционера из-за неприязненных отношений с ним.

Абдулжапаров рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что 16 августа он вместе с женой находился в Махачкале. По возвращении узнал, что в его дом ворвались стражи порядка, которые, не предъявив никаких документов, вели себя грубо, забрали зятя Хайбулу Хайбулаева в Ботлихское РОВД, где сильно избили.

Сам Хайбулаев сообщил, что в тот день он проснулся от сильных ударов в ворота дома. Когда Хайбулаев открыл ворота, толкнув его, во двор ворвались семеро неизвестных вооруженных лиц в гражданской форме с собакой. На просьбу представиться один из гостей заявил, что они милиционеры Ботлихского РОВД. "Мы пришли произвести обыск, к нам поступила информация, что у вас скрывается чеченец-боевик, находящийся в розыске", - сказал другой.

Потом Хайбулаев узнал, что это был начальник уголовного розыска Ботлихского РОВД Лабазан Дербишев. Хайбулаев объяснил, что никаких чеченцев в доме нет, а произвести обыск без разрешительных документов и в отсутствие хозяев не представляется возможным.

Тогда Дербишев попросил вызвать для разговора жену Хайбулаева – Мадину Абдулжапарову. Он ее спросил: "Где хозяин дома?". Абдулжапарова ответила: "Зачем он вам нужен?" Дербишев заявил, что пришли с обыском. Мадина Абдулжапарова попросила предъявить документы, удостоверяющие личность Дербишева и ордер на обыск. Милиционер ответил, что все предъявит только хозяину дома. Жена Хайбулаева сказала, что в период отсутствия родителей, она является хозяйкой дома. Дербишев заявил, что она должна доказать, что является хозяйкой дома.

Мадина Абдулжапарова ответила, что ничего не будет доказывать и снова попросила предъявить документы. Документы никто не предъявил, но Дербишев сообщил, что поступила достоверная информация, что Абдулбадыр Абдулжапаров в своем огороде выращивает коноплю для продажи наркоманам. Мадина Абдулжапарова заявила, что это ложь, ее отцу 63 года, у него 10 детей, и "он никогда ничем крамольным не занимался, об этом можно узнать у односельчан, руководства селения и участкового милиционера".

В разговор вмешался Хайбулаев. Он сказал Дербишеву, что не понял, чего хочет милиционер: вначале разговор шел о чеченце, теперь  о наркотиках. Хайбулаев попросил жену принести телефон, чтобы узнать у родственника, который работает в ФСБ Ботлихского района, насколько законны действия Дербишева. Последний с угрозой спросив: "Ах, ты пугать меня хочешь?", приказал подчиненным забрать Хайбулаева.

Два человека набросились на него, скрутили руки за спину. В свою очередь, Дербишев схватил Хайбулаева за пазуху и начал выражаться нецензурной бранью. В этот момент к месту инцидента с плачем прибежала младшая сестра жены Патимат Абдулжапарова.

Дербишев ударил ее локтем в лицо, она упала, милиционер также сильно толкнул жену Хайбулаева. Его самого бросили в машину, отняли мобильный телефон, затем уже в здании Ботлихского РОВД, Дербишев начал избивать Хайбулаева. Милиционер снова выражался нецензурными словами.

Хайбулаев, понимая, что его провоцируют на ответные действия, долго молчал, но в один момент, когда милиционер ударил Хайбулаева в лицо, он сказал, что из-за таких как Дербишев ни в чем не повинных милиционеров убивают как собак. Услышав эти слова, милиционер сразу прекратил драку. Он оформил рапорт в дежурную часть, а Хайбулаева посадили в грязную, холодную одиночную камеру.

Ночью задержанному стало плохо, к нему пришлось вызвать врача. Утром Хайбулаева повезли в суд, где исполняющий обязанности мирового судьи Ботлихского района, бывший начальник РОВД Ботлихского района Джалалудин Набиев за 30 минут вынес постановление о наложении на Хайбулаева штраф в размере 1 тыс. рублей за якобы совершенное административное нарушение.

Хайбулаев утверждает, что судебного заседания, по сути, не было, никаких документов он не подписывал. Когда он потребовал назад свой телефон, дежурный по Ботлихскому РОВД отказал, заявив, что Дербишев приказал вернуть изъятое только после уплаты штрафа. Сам Дербишев с угрозой снова заявил, что инцидент с Хайбулаевым и Абдулжапаровым обязательно будет иметь продолжение.

В тот же день Хайбулаев написал заявление в следственный отдел Ботлихского РОВД. Теперь он находится на лечении. Вечером того же дня в дом Абдулжапарова снова пришли милиционеры во главе с Дербишевым и с собакой. Дербишев заявил Абдужапарову, что хочет произвести обыск, так как только что обокрали кафе "Эдера" в районном центре Ботлихского района селении Ботлих. Разрешительные документы на обыск опять не были предъявлены.

Начальник уголовного розыска указал подчиненным, в каком районе огорода Абдулжапарова надо проводить обыск. Были приглашены и понятые. Собака ничего не смогла учуять, тогда Дербишев, который стоял в стороне, указал милиционером, где именно надо копать. Нашли схрон с тремя гранатами, магазинами к автомату АКМ и пулеметные ленты.

Один из понятых, специалист отдела загса селения Рахата Сайпудинов Асхабали подтвердил сказанное Абдулжапаровым, он также рассказал, что было видно, что оружие и патроны спрятали недавно, в спешке, на небольшой глубине. Найденное было завернуто в свежий белый материал. "В течение последних трех дней постоянно шли дожди, а земля над схроном даже не промокла", - сообщил Сайпудинов корреспонденту "Кавказского узла".

Абдулжапаров утверждает, что оружие и патроны ему подбросил Дербишев, неприязненные отношения с которым начались еще 10 июля. Тогда в селении Рахата убили соседа Абдулжапарова. Самого Абдулжапарова вызвали на допрос в Ботлихское РОВД, в момент разговора со следователем, в кабинет зашел Дербишев. С криком "ты все нам расскажешь" он набросился на Абдулжапарова, ударил его по лицу и ребрам, в результате чего у Абдулжапарова оказалось сломанным ребро.

Он сразу обратился в Ботлихскую ЦРБ, написал жалобы в соответствующие инстанции. Абдулжапаров считает, что Дербишев ему мстит. "Приходили ко мне местные милиционеры, намеками предлагали забрать обратно заявления: мол, нам еще жить вместе, зачем тебе это надо. Заявление я обратно никогда не заберу, такой человек, как Дербишев не должен работать в милиции. Он хотел возбудить уголовное дело на меня, но ничего у него не получилось. Оружие закапали в огороде сестры, которое расположено прямо за стеной моего дома, но Дербишев не знал про это", - сообщил Абдулжалилов.

Получить подробный комментарий в Ботлихском РОВД не удалось, там только сообщили, что заявления Абдулжалилова переданы в Махачкалу, а прокурор Ботлихского района Магомедов Зайнудин считает, что все пока идет в рамках закона.

"Об инциденте 16 августа мне ничего неизвестно. 17 августа милиционеры ничего не нарушали. Да, у них не было санкции на обыск, но в исключительных случаях милиционеры могут принимать такое решение самостоятельно. На следующий день они поставили в известность меня и федерального судью Ботлихского района. Нашли оружие на большой глубине, возбуждено уголовное дело по факту его нахождения, имена подозреваемых пока не разглашены", - сообщил прокурор.

Отметим, что жители республики нередко жалуются на действия местных сотрудников правоохранительных органов. В апреле текущего года житель поселения Шамхаль-станция Кировского района Махачкалы Абдурахман Абакаров провел несколько часов в одном из отделений Советского РОВД Махачкалы из-за наличия бороды.

В ночь с 15 на 16 февраля несколько тысяч жителей Сергокалинского района Дагестана перекрыли федеральную автотрассу "Кавказ" в районе города Избербаш. Пикетчики требовали наказать сотрудников правоохранительных органов, которые 15 февраля в ходе проводимой в районе контртеррористической операции тяжело ранили местно жителя, 24-летнего Башира Магомедова, объявив его боевиком.

В декабре 2008 года жительница Махачкалы Ирина Александровская на конференции правозащитников в Москве, посвященной 60-летию Всеобщей декларации прав человека, рассказала о том, что правоохранительные органы Дагестана оказывали постоянное давление на семью, принявшую ислам. Когда силовикам не удалось найти запрещенную литературу, они во время обыска якобы подбросили гранату.

В то же время в республике регулярно происходят нападения на сотрудников силовых структур. Согласно подсчетам, основанным на данных собственных корреспондентов "Кавказского узла" и открытых источников, за первую половину 2009 года в республике погибли не менее 30 и были ранены более 40 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих.

За 2008 года в Дагестане погибло не менее 34 и пострадало (ранены или контужены) не менее 75 сотрудников правоохранительных органов. Не менее 37 раз в республике совершались нападения, обстрелы и устраивались взрывы с целью покушения на жизнь сотрудников милиции и других силовых ведомств.

"Кавказский узел" продолжает следить за событиями в Дагестане и ведет хронику происходящих там событий.

Автор:Ахмед Магомедов