Согласно данным, сформированным на основе подсчета отдельных случаев нападений на сотрудников правоохранительных органов, взрывов, перестрелок и спецопераций, о которых стало известно "Кавказскому узлу", в Дагестане за 2008 года погибло не менее 34 и пострадало (ранены или контужены) не менее 75 сотрудников правоохранительных органов. Не менее 37 раз в республике совершались нападения, обстрелы и устраивались взрывы с целью покушения на жизнь сотрудников милиции и других силовых ведомств.
В ходе не менее чем 17-ти спецопераций, боев и перестрелок за ушедший год убито не менее 49 лиц, объявленных участниками незаконных вооруженных формирований и не менее 4 предполагаемых пособников боевиков. Количество задержанных и раненых при этом значительно меньше: известно о четырех таких случаях в отношении пособников и о девяти в отношении участников вооруженного подполья.
Количество взрывов самодельных взрывных устройств, которые произошли в 2008 году в Дагестане, составляет не менее 12. Не менее 14-ти самодельных бомб было обнаружено и обезврежено. Неоднократно обнаруживались схроны с боеприпасами и базы боевиков.
Самое мощное взрывное устройство было обнаружено в мае 2008 года под железнодорожным полотном недалеко от населенного пункта Стальское. Там была обнаружена 15-литровая канистра, заполненная взрывчатым веществом на основе аммиачной селитры, снабженная электродетонатором и системой радиоподрыва. Мощность устройства составила 15-20 кг в тротиловом эквиваленте. Оно было обезврежено прибывшими на место взрывотехниками УФСБ.
Самая крупная, согласно данным "Кавказского узла", спецоперация по количеству убитых прошла 17 сентября в Сулейман-Стальском районе. В ней, по данным силовых органов, было убито 10 боевиков. Тогда погиб также один сотрудник УФСБ, еще один был ранен. По версии ФСБ, намечалась передислокация группы боевиков, которые планировали захват средней школы, и на пути их следования была устроена засада. По словам же родителей убитых, за пятерыми из десяти погибших не числятся преступления, а в лес они ушли, опасаясь наказания за участие в массовой драки в Дербенте, во время которой был убит человек.
Спецоперации, в ходе которых погибали люди, объявленные затем правоохранительными органами членами вооруженного подполья или пособниками боевиков, проводились и в Махачкале. Так, 28 июня в столице Дагестана прошла спецоперация в одной из квартир девятиэтажного дома. В результате погибли три человека: 28-летний Рашид Газилалиев, 30-летний Руслан Казанбиев и 25-летняя Севда Абдуллаева.
По информации ФСБ, убитый - преподаватель Дагестанского педагогического университета Рашид Газилалиев - был пособником членов незаконных вооруженных формирований. В ответ на предложение сдаться он открыл огонь по бронетранспортеру и в сторону толпы, собравшейся за зоной оцепления. Затем Газилалиев, по версии ФСБ, застрелил свою жену, жительницу Кизляра Абдуллаеву, которая хотела покинуть квартиру, и вместе со своим соратником покончил жизнь самоубийством. По официальной версии, гильзы от найденного при осмотре квартиры автомата Калашникова совпадают с теми, что были обнаружены на месте убийства 23 июня 2008 г. начальника Буйнакского ГОВД М.Алиева.
Между тем, по словам очевидцев, до начала спецоперации отец Рашида Газилалиева Ахмед заявил милиционерам, которые стояли в оцеплении, что он сможет вывести сына из квартиры и просил их подождать. Милиционеры, однако, проигнорировали его просьбу. Затем в блокированном доме раздались автоматные очереди.
По словам директора дагестанского издательства "Свобода слова" Гаджимурата Камалова, лично знавшего Газилалиева, последний никаких связей с боевиками не имел, а отказался открыть дверь сотрудникам правоохранительных органов "потому что в Дагестане все боятся милиции, которая проводит в домах незаконные обыски", и этим спровоцировал милиционеров.
Ранее "Кавказский узел" отмечал, что на Северном Кавказе тактика похищений подозреваемых в связях с вооруженным подпольем сменяется тактикой их ликвидации в ходе спецопераций. К такому выводу ведет, в частности, анализ количества случаев похищений в сравнении с данными о числе убитых в ходе спецопераций по поимке лиц, объявленных боевиками или их пособниками.
Так, по состоянию на июль 2008 года в Дагестане было похищено 10 человек, а убито в 9 спецоперациях, проведенных в населенных пунктах, 23 человека, которые по данным правоохранительных органов, имели связи с боевиками или сами были боевиками.
Для сравнения: в 2007 году, по данным неправительственной правозащитной организации "Матери Дагестана за права человека", в Дагестане исчез 21 человек. Правозащитный Центр "Мемориал" располагает подробными сведениями о восьми случаях подобных исчезновений в 2007 г., все они произошли в первой половине года.
"После того, как летом 2007 г. правозащитные организации привлекли к этой проблеме заметное внимание СМИ и общественности, а республиканские власти публично заявили о необходимости решительно бороться с этой преступной практикой, исчезновения людей прекратились", - отмечается в докладе ПЦ "Мемориал" "Ситуация на Северном Кавказе: Осень 2007 г. - весна 2008 г.".
На состоявшейся в Москве 24 ноября пресс-конференции на тему "Безопасность и права человека в Дагестане" председатель ПЦ "Мемориал" Олег Орлов назвал Дагестан одним из самых неблагополучных регионов России в плане соблюдения прав человека, отметив, что активность боевиков в республике во многом провоцируется методами, которые используются для борьбы с вооруженным подпольем.
"Попрание норм прав человека в ходе контртеррористических операций и в ходе расследования преступлений может вести к усилению взаимной ожесточенности, рекрутировать новых людей в подполье, расширять базу поддержки подполья среди населения", - пояснил правозащитник.
По наблюдениям сотрудницы ПЦ "Мемориал" Екатерины Сокирянской, вооруженные конфликты в Дагестане чаще всего носят религиозный характер.
"Кавказский узел" продолжает следить за событиями в Дагестане и ведет хронику событий, связанных с террористическими актами и преступлениями в республике.