ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Следователю, составившему постановление о приводе оппозиционера и владельца сайта "Ингушетия.Ru" Магомеда Евлоева в день его убийства, 31 августа 2008 года, приказали молчать и "не трепыхаться". Об этом говорится в объяснительной записке следователя следственного отдела при Назрановском ОВД лейтенанта юстиции Жамбулата Шанхоева.
Напомним, что Магомед Евлоев скончался 31 августа 2008 года в больнице Назрани во время операции. В тот день он был задержан колонной министра внутренних дел в аэропорту Магаса, его посадили в УАЗ и повезли в сторону Назрани. По официальной версии следствия, Евлоев во время движения автомобиля попытался выхватить у одного из оперативников автомат. Завязалась борьба за оружие, и из пистолета одного из милиционеров был произведен непроизвольный выстрел Евлоеву в висок.
Руководитель оргкомитета ингушского общенационального митинга протеста Магомед Хазбиев, между тем, заявлял, что Магомеда Евлоева застрелили еще до выезда с территории аэропорта, и есть основания думать, что это мог сделать сам глава МВД Ингушетии Муса Медов.
Вечером в день убийства Магомеда Евлоева, узнав о том, что случилось, , составившему постановление о приводе Евлоева следователь Шанхоев, как он сам отмечает в объяснительной записке, понял, что его подставили, однако, начальник ему велел "не трепыхаться", пишет "Новая газета".
"31.08.2008 года я находился дома. В этот день примерно в 13.30 ко мне приехали сотрудники ОВД Назрани на автомобиле УАЗ, закрепленном за дежурной частью, и сообщили, что меня вызывает начальник отдела Котиев Ахмед. В ОВД мы приехали в 13.40. Я сразу же зашел в кабинет Котиева Ахмеда, последний сказал мне, что нужно срочно составить документ, чтобы привезти свидетеля Евлоева Магомеда", - сообщает Шанхоев о том, зачем он 31 августа, за полчаса до убийства, составил незаконное постановление о приводе Магомеда в качестве свидетеля.
"На его столе я заметил постановление о приводе Евлоева М. от моего имени, но подпись, учиненная от моего имени, мне не принадлежала. Само постановление было написано безграмотно. <…> Я зашел в свой служебный кабинет № 31 и напечатал постановление и поручение к нему", - рассказывает следователь.
"На мой вопрос, каким образом привод Евлоева могла осуществлять охрана министра внутренних дел, Котиев мне не ответил и сказал: молчать", - цитирует слова Шанхоева издание.
Отметим, что ингушская милиция подступилась к Евлоеву еще за две недели до того, как он был убит. 18 августа 2008 года около дома жителя Назрани Зелимхана Хаутиева, бывшего начальника контрольно-ревизионного управления, произошел взрыв. Никто не пострадал, но уголовное дело было возбуждено. Расследовал его следователь Жамбулат Шанхоев.
Он установил, что незадолго до взрыва у потерпевшего Хаутиева был разговор с Магомедом Евлоевым, который советовал Хаутиеву быть осторожнее в связи с тяжелой обстановкой в республике. Пострадавший Хаутиев назвал имена лиц, с которыми у него сложились неприязненные отношения. Евлоева среди них не было.
Но следователь Шанхоев захотел привлечь именно Евлоева в качестве свидетеля и даже отправил соответствующую телеграмму на адрес: Москва, Можайское шоссе, 46, кв. 40. Почему Шанхоев писал именно на этот адрес, неизвестно, отмечает издание, ведь Евлоев проживал в другом месте и так и не получил эту повестку.
По словам Яхьи Евлоева, отца Магомеда, первый следователь, приступивший к расследованию дела об обстоятельствах смерти оппозиционера, Михаил Комаров дал ему "честное мужское слово", что по совести расследует это дело. "А потом, спустя время, он от слов отказался: "Прости, ничего не выйдет"", - рассказывает Яхья Евлоев.
С его слов, Комарову якобы поступило указание от самого Бастрыкина: в течение двух недель передать дело в суд, не углубляясь в детали. Сейчас Комаров в Ингушетии не работает — дело ведет другой следователь.
Виктор Лошак, главный редактор журнала "Огонек", отмечает, что ингушскую милицию, местные силовые структуры в республике представляют собой люди, для которых внутрисемейные, внутриклановые отношения выше любых служебных обязанностей. "То есть если виновен в чем-то родственник, то родственник не будет ни в чем виновен, он будет свободен. И это категорически отличает эту структуру или эти подразделения от любых других, наверное, в России, в которой тоже с милицией не все благополучно", - заявил журналист в эфире радиостанции "Эхо Москвы".
В качестве примера он привел убийство Магомеда Евлоева. "Его убийца не наказан. Заказчик этого убийства не наказан. Они живут там себе спокойно, не будучи доступны ни для каких правоохранительных органов. Поэтому все те мерки, все те стандарты, которые мы применяем, даже самые критические, к собственной милиции, к собственным силовым структурам, там (в Ингушетии – прим. "Кавказского узла") не работают", - говорит Виктор Лошак.
Как сообщал "Кавказский узел", 18 августа Карабулакский городской суд Ингушетии начал рассмотрение по существу дела о гибели Магомеда Евлоева. Однако адвокат семьи Евлоевых Муса Плиев ранее заявил, что потерпевшие по делу об убийстве оппозиционера намерены выйти из судебного процесса, который, который, по словам Плиева, больше напоминает фарс. Он отметил, что справедливого судебного разбирательства в России по этому делу не будет, и семья Евлоева может рассчитывать на вынесение справедливого судебного акта только в международных судебных органах, в частности, в Европейском суде по правам человека.
7 июля временно исполняющий обязанности президента Ингушетии Рашид Гайсанов сообщил, что дело об убийстве владельца "Ингушетия.Ru" передано в суд Карабулака. Ранее Назрановский суд Ингушетии приступил к рассмотрению по существу уголовного дела об убийстве Магомеда Евлоева 21 мая, однако 3 июня представители семьи Магомеда Евлоева сообщили, что судья Назрановского суда Ингушетии, рассматривающий дело о гибели Евлоева, принял отвод, на котором настаивали родственники погибшего оппозиционера.
Обвиняемый - милиционер Ибрагим Евлоев, однофамилец убитого - ранее попросил рассматривать дело в его отсутствие. По версии его адвоката, милиционеру, который находится под подпиской о невыезде, в Карабулакском суде угрожает серьезная опасность со стороны потерпевшего и его родственников.