11:00 / 22.09.2009Директор новороссийской школы: агитацию против "детского закона" сотрудники НКПЧ не вели

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В "Новой газете" от 21 сентября вышло интервью директора новороссийской школы 22, который ранее написал в прокуратуру города о том, что представители Новороссийского комитета по правам человека (НКПЧ) супруги Карастелевы проводили агитацию на территории школы. В последнем интервью директор заявляет, что Карастелевых в школе не было, а агитацию вели другие люди. Об этом рассказал эксперт НКПЧ Вадим Карастелев.

"С самого начала вышла непонятная история с заявлением директора школы Сергея Орлова. Он написал 15 июня прокурору города Новороссийска, старшему советнику юстиции Казимирову, что именно мы проводили агитацию среди учащихся его школы, чтобы те приходили на митинги за отмену "комендантского часа" для детей и подростков. При этом прокуратура после такого заявления должна была вызвать его на беседу, ведь агитация в школе - это же ЧП! Однако этого не было", - рассказывает корреспонденту "Кавказского узла" Вадим Карастелев.

По его словам, родителей двух подростков, которые участвовали в пикетах и которым они показались призывом к антиобщественным действиям, в прокуратуру все же вызывали вместе с детьми.

Ранее местная прокуратура вынесла НКПЧ одновременно предупреждение, предостережение и представление об экстремистской деятельности, основываясь на показания двух подростков, которым участие в акциях правозащитников показалось призывом к антиобщественным действиям, а также на основе заявления директора школы 22, который сообщил прокуратуре, что на территории школы Вадим  и Тамара Карастелевы агитировали детей принимать участие в акциях протеста против "детского закона".

Позднее прокуратура Новороссийска направила в суд заявление о приостановлении деятельности НКПЧ. Поводом для иска стал лозунг "Свободу не дают, ее берут", который был использован во время одной из акций правозащитников в Новороссийске, когда они протестовали против введенного в Краснодарском крае "комендантского часа" для детей и подростков, предусмотренного законом "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В Краснодарском крае закон вступил в силу с 1 августа 2008 года.

УФСБ по Краснодарскому краю усмотрело в лозунге косвенные призывы к совершению насильственных антиобщественных действий. НКПЧ это предупреждение опротестовал в суде, однако районный суд отказал лидерам организации Тамаре и Вадиму Карастелевым в удовлетворении жалобы, а затем, 4 сентября, краевой суд аналогично поступил с кассационной жалобой.

"Заявление директора школы легло в обвинение прокуратуры, которая требует закрытия НКПЧ. Сегодня же в статье директор школы опроверг свои слова, что мы вели в школе агитацию. Юридически пока это не изменение показаний, но теперь ему свои "расхождения" придется объяснять уже в суде", - говорит Вадим Карастелев.

По словам директора школы Сергея Орлова, Карастелевы акцентировали внимание детей на то, что правоохранительные органы, в случае отмены названного закона, не будут их трогать, и гулять можно будет круглосуточно.

"Я считаю, что указанными действиями Карастелевы активно призывают учащихся к антиобщественным действиям, которые выражаются в неподчинении органам власти и установленным законодательством нормам. Прошу Вас обратить внимание на антиобщественное поведение Карастелевых и принять необходимые меры, направленные на пресечение незаконных действиях представителей Автономной некоммерческой организации "Новороссийский комитет по правам человека", - говорилось в заявлении в прокуратуру от Сергея Орлова.

Однако в федеральном выпуске "Новой газеты" от 21 сентября в материале "Агенты ЦРУ вышли на пикет", написанном автором Евгением Титовым, говорится, что директор сообщил этому изданию, что "агитацию вели не супруги, а "двое дядечек", о которых ему "сообщили охрана и дети".

В разговоре с корреспондентом "Кавказского узла" Сергей Орлов заявил, что никакого интервью он корреспонденту "Новой газеты" не давал, а лишь "просто общался" с ним.

"Я никакого интервью не давал. Ко мне подходил корреспондент, но интервью я не давал, мы просто общались. Я не знаю, откуда он взял эти слова, текст интервью со мной никто не согласовывал. Поэтому если этот господин считает, что я ему давал интервью - пусть это будет на его совести. Насколько мне известно, таким образом интервью не делают. Я не думаю, что эти слова могли быть произнесены именно в таком контексте", - заявил Сергей Орлов.

Журналист "Новой газеты" Евгений Титов, автор материала "Агенты ЦРУ вышли на пикет", пояснил корреспонденту "Кавказского узла", что когда он обратился к директору 22 новороссийской школы Сергею Орлову, он предъявил свой паспорт и служебное удостоверение, объяснив цель визита и тему разговора.

Ни о какой договоренности по поводу предварительного просмотра текста беседы с Орловым до публикации материала, по его словам, не было. Однако, когда в "Новой газете" вышла статья о разговоре с директором школы, последний перезвонил Титову с претензиями.

"Когда стало известно о статье в "Новой газете", мне на мобильный телефон позвонил человек, представившийся Сергеем Орловым, голос которого действительно был очень похож на голос Сергея Орлова, этот человек сказал, что, мол, я еще не читал того, что вы там написали, но зачем вы это написали? Я ответил, что приходил к нему в связи с выполнением своих профессиональных обязанностей, о чем он был предупрежден, а также видел, что я записывал наши слова в блокнот", - говорит Титов.

Орлов заявил, что Титов обязан был до публикации предоставить ему текст, на что получил ответ о том, что журналист имеет право на публикацию материала без предварительного ознакомления, согласно закону РФ о СМИ, а предварительное ознакомление интервьюера с текстом будущего материала может быть осуществлено только по предварительным договоренностям, которых не было.

"Также я ответил, что если у Орлова есть какие-то претензии к моей работе, он может обжаловать это через суд. После этого я попросил его больше не звонить на мой номер телефона. Затем, через некоторое время с этого телефонного номера мне пришло SMS нецензурного содержания", - рассказывает Титов.

Эксперт НКПЧ Вадим Карастелев также после выхода статьи в "Новой газете" получил SMS со словами "убирайся в Израиль". По словам Карастелева, сообщение было послано через Интернет.

Автор:Дмитрий Флорин