ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Представители армянской общины Турции выступают за открытие армяно-турецкой границы и установление дипломатических отношений. Согласно исследованию, большинство армян Турции, представляющих различные сферы деятельности, считает, что открытие границы положительно воздействует на развитие армянской общины.
В частности, открытие границы может оказаться выгодным, прежде всего, для стамбульской общины армян по нескольким аспектам, в том числе и в плане дальнейшего ее существования и развития.
Согласно исследованию ереванского интернет-издания Tert.am, несмотря на то, что армянские церкви и школы в Стамбуле играли и играют важную роль, их число сокращается. Около 10 лет назад число учащихся в армянских школах достигало 4,5 тыс. Сегодня их 3092.
До сих пор ученики армянских школ занимаются по учебникам образца 19-го века. Новые пока не издаются, хотя правительство Турции и дало согласие на финансирование проекта. Вопрос упирается в то, что обновить книги турецкое правительство хочет самостоятельно, тогда как представителям общины необходимо лишь финансирование.
Армяне, также как и другие нацменьшинства в Турции, больше предпочитают отдавать детей в турецкие школы, считая, что так они быстрее интегрируются в общество.
Руководитель Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству Степан Григорян, характеризуя положение живущих в Турции армян, отметил в интервью корреспонденту "Кавказского узла", что сегодня армяне, живущие в турецкой среде, крайне осмотрительны и осторожны.
По словам старшего научного сотрудника центра армяноведения Ереванского государственного университета Айказуна Алварцяна, перед вековым чувством самосохранения армян в турецкой среде, к сожалению, отступают полноценная культурная, духовная жизнь и знание армянского языка. Он выразил сожаление, что 80 процентов стамбульских армян является уже тюркоязычными.
Армянская община Турции и, в первую очередь Стамбула, где и сосредоточено подавляющее большинство живущих в Турции армян, имея хороший потенциал, к сожалению, имеет очень слабую связь с Родиной. Большой проблемой является и острая нехватка учителей армянского языка.
Отметим, что министр по делам диаспоры Грануш Акопян подчеркнула, что правительство Армении предпринимает меры, необходимые для сохранения армянского языка в диаспоре. В числе мер, направленных на сохранение языка, Акопян назвала создание в Ереванском государственном университете курсов переподготовки учителей западно-армянского языка.
Эксперт по вопросам истории армянского языка Самвел Петросян, комментируя сложившуюся ситуацию, заявил корреспонденту «Кавказского узла»: «Думаю, что проблема сохранения западно-армянского языка, то есть языка, на котором говорят армяне диаспоры, стала актуализироваться в конце 70-х годов, когда они, в связи с процессами глобализации, не умаляя значение армянского языка, стали предпочитать армянским местные школы».
Акопян заметил, что решающую роль в формировании ветвей армянского языка - восточной и западной - сыграла историческая судьба оторванных друг от друга в течение ряда столетий двух частей армянского народа.
Напомним, 31 августа было распространено совместное заявление МИД Армении, Турции и Федерального Департамента по внешним сношениям Швейцарии. Согласно документу, Армения и Турция договорились начать внутренние политические консультации вокруг двух протоколов об установлении дипломатических отношений и о развитии двусторонних отношений, достигнутых в рамках швейцарского посредничества.
В ближайшее время президент Армении Серж Саргсян намерен совершить турне по ряду стран, чтобы узнать отношение армянской диаспоры к армяно-турецким протоколам.
Как сообщал "Кавказский узел", совместное заявление внешнеполитических ведомств Армении, Турции и Швейцарии относительно установления дипотношений между Анкарой и Ереваном вызвало неоднозначную реакцию не только в самой Армении, но и в Азербайджане. Общественность и власти страны восприняли эту информацию в целом довольно негативно.