ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Отношения Макшарипа Аушева с президентом Юнус-Беком Евкуровым не были безоблачными, заявила в интервью корреспонденту "Кавказского узла" бывший главный редактор сайта "Ингушетия.Орг" Роза Мальсагова. После расстрела племянника Аушева в апреле этого года, Макшарип Аушев неоднократно обвинял руководство республики в неспособности прекратить бессудные казни.
Как сообщал "Кавказский узел", 25 октября на федеральной трассе "Кавказ" Аушева обстреляли неизвестные лица из проезжавшей мимо автомашины. Оппозиционер погиб на месте. Находившаяся в автомобиле вместе с ним его 29-летняя двоюродная сестра была доставлена в одну из больниц Чегемского района с тяжелыми ранениями, полученными в результате обстрела. Врачи республиканской больницы Нальчика провели пять операций, чтобы спасти девушку.
"Аушев давно был на прицеле. Были неоднократные попытки взять его, проводили обыски у него дома. Сначала держали в СИЗО. Затем суд в Ингушетии оправдал его в июле. Однако прокурор Юрий Турыгин подал апелляцию на доследование, не согласившись с решением суда, и дело возобновили дело. Сейчас его расследуют в Москве", - рассказала Мальсагова корреспонденту "Кавказского узла", отмечая, что за убийством оппозиционера могут стоять силовики.
По словам Розы Мальсаговой, "отношения с президентом у Макшарипа не были безоблачными". "Он часто присылал мне свои тексты-обращения, а по сути ультиматум Евкурову - добиться прекращения в республике бессудных казней. Я каждый раз умудрялась отговорить его от ульлтимативных заявлений, предупреждая о реальной опасности, которая висит над ним" - говорит экс-главред оппозиционного сайта.
Однако после убийства его племянника в апреле Аушев обвинил Евкурова в покрывательстве тех, кто причастен к этим убийствам, отметила Мальсагова. "Со второй половины апреля месяца несколько его обращений и статей по этому поводу было опубликовано на сайте "Ингушетия.РУ". Евкуров и Аушев часто встречались, но понимали, что это игра с каждой стороны", - говорит Роза Мальсагова.
Крайне напряженными, по ее словам, у Аушева были отношения с Воробьевым, бывшим секретарем Совбеза.
Как утверждает Мальсагова, "все завязывали на Макшарипе, что вокруг себя собирает "буйных ребят" - то есть, несогласных с системой, верующих".
"Для всех вроде мир и лад, но и Евкуров, и Аушев понимали, что каждый опасен друг для друга. Макшарип все время требовал наказать убийц Евлоева (Магомеда Евлоева - оппозиционера, владельца сайта "Ингушетия.Ru" - прим. "Кавказского узла"), племянника, будоражил муравейник и был своего рода раздражителем. Они были по разную сторону идеологии", - говорит Мальсагова.
Мальсагова также сообщила о том, что помощник президента Ингушетии Муса Плиев "подумывает об отставке (об этом сам Плиев заявил корреспонденту "Кавказского узла"). Евкуров ему не доверяет, зная о дружбе его с Макшарипом и Магомедом Хазбиевым".
По ее словам, Евкуров не контролирует силовиков в республике, именно потому основную вину за нестабильность возлагает на коррупционеров. "Про коррупцию надо говорить, чтобы не замечать ежедневные расстрелы. Есть четкая задача - ликвидировать всех, кто склонен к сопротивлению или является пособником боевиков. По заранее продуманному сценарию - включая бессудные казни",- утверждает Мальсагова, добавляя, что Евкуров не может препятствовать подобной политике, поскольку "это исходит от силовиков".
В то же время, говорит Мальсагова, Евкурову регулярно докладывают "о бессудных отстрелах и коррупции". Ведется работа с целью призвать к ответственности тех чиновников, уголовные дела которых были закрыты - "например, министра спорта Оздоева оправдали, потом дело вновь послали на доследование".
Мальсагова также передала неопубликованное открытое обращение Аушева к полугодовому сроку после вступления Евкурова в должность президента. Обращение находилось в личном архиве редактора.
"Со дня назначения Президентом Республики Ингушетия Юнус-Бека Евкурова, я, мои соратники и родственники оказывали всяческое содействие президенту для достижения мира и согласия в нашей республике. Я выступил инициатором роспуска альтернативного парламента, делал публичные заявление о поддержке президента Евкурова. Мы представители тейпа Аушевых первыми в республике организовали сход и поддержали нового президента в его благих начинаниях. Свои усилия мы прилагали, для того, чтобы в республике наконец-то наступил мир, и закончилась эта никем не объявленная братоубийственная война, развязанная при Зязикове. Но несмотря на все это, за прошедшие полгода у нас в республики продолжались похищения, пытки и убийства наших граждан, даже при этом мы не теряли надежды что совместными усилиями мы сможем переломить ситуацию", - говорится в обращении Аушева.
Далее Аушев делает следующий вывод: "новый президент выбрал силовой метод для решения проблем". "Мы были свидетелями как благодаря этим методам в Чечне, были убиты сотни тысяч людей, в том числе около сорока тысяч детей. Я надеялся, что наш новый президент прекратит творящейся беспредел в республике, в первую очередь творимый силовыми структурами и спецслужбами, но президент Евкуров попал под влияния силовиков, которые продолжали все эти шесть месяцев похищать, пытать и убивать людей, компрометируя и подставляя президента Юнус-Бека Евкурова", - сказано в обращении.
По словам ныне покойного Аушева, "президент не раз заявлял о не допустимости произвола силовиков, но они своими действиями только подчеркивали, кто в доме хозяин".
"Сегодняшнего дня я хочу публично заявить, что не поддерживаю социально-политический курс Президента Евкурова, который окончательно определился и выбрал путь, навязанный силовиками, который приведет нас еще более трагичным последствием и потери нашей государственности. Я намерен собрать все здоровые силы в республике для формирования оппозиции и добиваться всеми законными методами прекращения кровопролития в нашей республике. Хочу заранее предупредить, что у меня хорошее здоровье. Я ни кому ничего не должен и не с кем не состою в кровной мести. В случае покушения на меня и моих близких, буду считать виновными местную власть, силовые структуры и спецслужбы", - завершил Аушев.
Сам президент Ингушетии заявил, что убийство известного местного оппозиционера и общественного деятеля Макшарипа Аушева направлено против руководства республики и лично против него. Он не исключает возможности того, что за убийством стоят силовые структуры Ингушетии, однако, по его словам, руководство республики к этому убийству не имеет никакого отношения.
Ранее вину за убийство Аушева на Евкурова возложил один из лидеров ингушской оппозиции Магомед Хазбиев. В качестве второй своей версии он назвал сторонников экс-президента Мурата Зязикова. "Мы знаем, что Зязиков тоже не раз выплачивал деньги, чтобы убить меня, Макшарипа и Магомеда Евлоева", - заявил оппозиционер.
Пресс-секретарь Евкурова Калой Ахильгов с возмущением отверг обвинения Хазбиева.
"Видимо, Хазбиев сделал эти заявления на эмоциях. По крайней мере, вчера вечером у Хазбиева была возможность сказать это самому Евкурову лично (в воскресенье вечером Евкуров посетил дом семьи Аушевых в Назрани. - прим. ред.), но он ею не воспользовался. Неясно, зачем он делает такие политические заявления в такое время", - сказал Ахильгов.
По словам Ахильгова, президент "был шокирован этим убийством". Глава ингушского отделения "Мемориала" Тимур Акиев сказал, что никаких противоречий с нынешними властями у Аушева не было, и "Евкуров советовался с ним, они всегда могли поговорить".
По словам Ахильгова, Аушев, к примеру, поддержал антикоррупционные дела против чиновников, которые инициировал Евкуров, и никакого недопонимания между главой республики и Аушевым не было. Акиев также считает, что убийство наверняка связано с правозащитной деятельностью Аушева. "Скорее всего, его убили из-за его предыдущей деятельности в период правления Зязикова, когда он нажил много врагов", - считает Акиев.