12:21 / 31.10.2009В День политзаключенного в Москве прошел митинг

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

30 октября, в День политзаключенного, в Москве прошел митинг в защиту жертв политических преследований в России. Требования митинга - немедленное освобождение "узников совести", пересмотр дел всех политических заключенных, пересмотр дел осужденных по статье 282 УК РФ "Разжигание розни", отмена статьи 282.2 УК РФ "Экстремизм".

Среди тех, кого организаторы мероприятия называют политзаключенными - уроженцы Чечни Зара Муртазалиева, Заурбек Талхигов, Умар Батукаев и Лорс Хамиев, воевавший в Чечне офицер Сергей Аракчеев, краснодарский журналист Сергей Рожков, член руководства ОГФ Ростовской области Андрей Греков, осужденные по обвинению в подрыве поезда "Грозный-Москва" Михаил Клевачев и Владимир Власов, журналист сайта сепаратистов Чечни "Кавказ-центр" Борис Стомахин.

Акция была организованна Союзом солидарности с политзаключенными, движением "Солидарность", Объединенным гражданским фронтом  (ОГФ), Правозащитным центром "Мемориал".

"10 лет назад российское правозащитное движение поняло, что, увы, пора возвращать термин "политзаключенные". В последние годы политзаключенных в России стало больше, чем в брежневские времена. Мы можем назвать ученых: Сутягин, Решетин, Данилов и другие, предпринимателей: Ходорковский, Лебедев, Пичугин и так далее. Следующая категория - политические активисты", - сказал на митинге лидер всероссийского движения "За права человека" Лев Пономарев.

Акция проходила с 19 до 20:30 часов у памятника Грибоедов на Чистопрудном бульваре. В митинге, несмотря на холод, приняло участие более двух сотен человек. Среди них были активисты Союза солидарности с политзаключенными, "Мемориала", движения "За права человека", Антивоенного клуба, Общественного комитета защиты ученых, движения "Солидарность", ОГФ, оппозиционной коалиции "Другая Россия" и партии "Справедливая Россия". Собравшиеся скандировали "Долой власть чекистов!", "Свободу политическим заключенным!".

Участники акции вспоминали и узников советских лагерей, жертв сталинского террора, диссидентов, боровшихся за свободу в годы застоя, но больше говорили о современных политзаключенных, которыми, по мнению собравшихся, может стать любой, перешедший дорогу власти или сотрудникам спецслужб.

Как сообщает корреспондент "Кавказского узла", милиционеров и солдат внутренних войск, окруживших место митинга, было в несколько раз больше демонстрантов. Часть из многочисленно спецтранспорта стояли прямо на территорию проведения акции, огороженной переносным металлическим забором. Некоторые стражи порядка, как передает "Эхо Москвы", отмечали, что согласны со многим из услышанного на митинге.

Правозащитница Елена Санникова, отбывавшая в советское время срок лишения свободы по политическим мотивам, напомнила об истории Дня политзаключенного, который отмечается с 1974 года по инициативе узников советских политических лагерей, а в 1991 году был внесен в государственный календарь памятных дат под преждевременным названием День памяти жертв политических репрессий.

Представитель "Другой России", нацбол Сергей Ежов рассказал о преследованиях, которым подвергся за участие в акции протеста против "монетизации льгот". Он пробыл в заключении полтора года. Несколько дней назад он был задержан в Москве, вывезен в Казань и избит. Ежов подчеркнул, что сейчас в России практикуются и внесудебные расправы с политическими активистами: "люди, неугодные власти, в ряде случаев
становятся жертвами политических убийств".

Лидер Демократического союза, публицист Валерия Новодворская уверена, что Россия должна подвергаться санкциям со стороны международного сообщества, таким, как лишение ее делегации голоса в ПАСЕ. "Раньше были узники Брежнева и Андропова, теперь появились узники Путина и Медведева. Чекистская хунта должна быть отстранена от власти, ее члены должны быть наказаны за совершенные ими преступления, одно из которых выражается в наличии в России политических заключенных", - заявила Новодворская.

"Кавказский узел" представляет фоторепортаж с московского митинга в защиту жертв политических преследований.


На митинге распространялись листовки с призывом прийти 31 октября к 18:00 на Триумфальную площадь, чтобы принять участие в очередном митинге в защиту гражданских свобод. Заявители "Митинга несогласных" - Эдуард Лимонов и Людмила Алексеева. Московские власти не дали разрешения на проведения этого мероприятия.

В ходе акции также продавались билеты на благотворительный концерт в поддержку политзаключенных, который пройдет 1 ноября в концертном зале "Мир" на Цветном бульваре, с участием барда Тимура Шаова, писателей и поэтов Дмитрия Быкова, Игоря Иртеньева, Вадима Жука. Союз солидарности с политзаключенными собирал средства в Фонд помощи политзаключенным, подписывались открытки с поздравлением политзаключенных с днями их рождения.

В своем обращении организатор митинга - Союз солидарности с политзаключенными (ССП) - отмечает: "В 1974 году 30 октября был объявлен Днем политзаключенного в СССР. Эта печальная традиция не стала лишь данью памяти и истории: политзаключенные есть в сегодняшней России. Фальсифицируются дела по обвинению и осуждению политических и гражданских активистов. В рамках "показательных кампаний" фабрикуются дела против ученых, врачей, ветеринаров, менеджеров, военных, верующих".

"Законодательство о терроризме и экстремизме находит свое применение не в борьбе с террористами и экстремистами, а в преследовании и запугивании "неугодных". Административное и уголовное законодательство применяются выборочно, недочеты следствия, порой вопиющие, не принимаются в расчет в судебном заседании, обвинительные решения и приговоры запланированы до начала слушаний", - говорится в заявлении.

Правозащитники уверены, что "чрезмерная жестокость наказаний даже за реально содеянное оппонентами власти диктуется политическим заказом "сверху". "Условно-досрочное освобождение (УДО) для "неугодных" практически невозможно, либо обусловлено навязываемой сделкой с совестью, признанием вины, отказом от убеждений. Заключенные подвергаются унизительным и нелепым незаконным дополнительным
наказаниям. В качестве меры пресечения для политических и гражданских активистов необоснованно и незаконно выбирается лишение свободы, способное затянуться на месяцы и годы", - отмечают они.

Координатор Союза солидарности с политзаключенными, член Совета ПЦ "Мемориал" Анна Каретникова, заявила корреспонденту "Кавказского узла": "Мы призываем власть и общество к справедливости и гуманизму, к законности и милосердию. Мы утверждаем: в свободной, демократической стране не может быть осужденных по политическим мотивам. Мы просим о милосердии к больным и пожилым, и требовать справедливого пересмотра дел тех, кто отказывается признать свою вину в несовершенных преступлениях. Мы призываем своих соотечественников оказывать помощь политзаключенным, остро нуждающимся в любых формах поддержки".

В День памяти жертв политических репрессий выступил с новым заявлением президент Дмитрий Медведев. "Нельзя под видом восстановления исторической правды оправдывать тех, кто уничтожал свой народ", - такое заявление он сделал в своем блоге.

Как ранее сообщал "Кавказский узел", 26-летняя Зара Муртазалиева находится в тюрьме уже пять лет. Мосгорсуд 17 января 2005 года приговорил Муртазалиеву к 9 годам лишения свободы в колонии общего режима, признав виновной в подготовке террористического акта и вовлечении лиц в его совершение. Кроме того, суд признал ее виновной в незаконном хранении и приобретении взрывчатого вещества. Позже Верховный суд РФ снизил ей срок наказания на полгода.

Заурбек Талхигов осужден на 8,5 лет лишения свободы по обвинению в пособничестве террористам во время освобождения заложников из Театрального центра на Дубровке в октябре 2002 года. Студент Лорс Хамиев приговорен Мосгорсудом к восьми годам в колонии строгого режима за подготовку к посягательству на жизнь. Умар Батукаев получил пять лет колонии за хранение оружия и использование подложных документов.

Борис Стомахин 20 ноября 2006 года был признан Бутырским судом Москвы виновным в возбуждении национальной и религиозной ненависти
(ч. 1 ст. 282 УК РФ) и призывах к осуществлению экстремистской деятельности, совершенных публично с использованием СМИ (ч. 2 ст. 280 УК РФ).

Северо-Кавказский окружной военный суд в декабре 2007 года приговорил бывших офицеров Внутренних войск МВД РФ Сергея Аракчеева и Евгения Худякова к 15 и 17 годам заключения по обвинению в убийстве трех мирных жителей Чеченской Республики. До этого они дважды оправдывались судом присяжных.

В августе 2008 года городской суд Туапсе приговорил журналиста Сергея Рожкова к трем годам колонии-поселения по части 1 статьи 318 УК, "Применение насилия в отношении представителя власти, не опасного для здоровья". Журналист, по его утверждению, отыскал факты фальсификации референдума по объединению Туапсе и Туапсинского района. Он хотел их озвучить на городском митинге протеста, однако был задержан милиционерами дома у родственника.

Отметим, что в Кабардино-Балкарии 30 октября также отметили День памяти жертв политических репрессий. В Национальном музее Кабардино-Балкарии открылась выставка, посвященная памяти жертв политических репрессий. В Абхазии 30 октября отметили как День памяти жертв сталинских репрессий. В Ереване в день политзаключенного, который впервые был отмечен еще в бывшем СССР 35 лет тому назад, у здания Генеральной прокуратуры состоялась акция протеста, участники которой требовали освобождения остающихся по сей день в неволе 17 политзаключенных.

Автор:Вячеслав Ферапошкин