ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Представители ПЦ "Мемориал" и Олега Орлова 16 ноября подали кассационную жалобу на решение Тверского районного суда, который частично удовлетворил иск президента Чечни Рамзана Кадырова к главе организации Олегу Орлову, в Московский городской суд. В заявлении ПЦ "Мемориал" говорится о том, что решение Тверского суда является незаконным и необоснованным.
Напомним, 6 октября суд удовлетворил иск Рамзана Кадырова к ПЦ "Мемориал" и Олегу Орлову о защите чести и достоинства. В пользу президента Чечни постановлено взыскать с ПЦ "Мемориал" 50 тысяч рублей, еще 20 тысяч лично с Орлова. Причиной разбирательства стало обвинение Орловым Кадырова в причастности к убийству правозащитницы Натальи Эстемировой.
"Ни в исковом заявлении, ни в ходе судебного заседания истцом и его
представителем не были представлены доказательства того, что истца порочат следующие сведения: "Когда Наташа позволила себе неодобрительно высказаться о том, что девушек почти насильно заставляют носить в публичных местах платки, у нее состоялся разговор с Кадыровым", - говорится в заявлении.
31 марта 2008 года Кадыров в резкой форме раскритиковал Эстемирову за высказанную по телевидению позицию по поводу обязательного ношения в Чечне женского головного платка, а также заявил, что ПЦ "Мемориал" распространяет ничем не подтвержденные сведения, очерняющие руководство республики.
Эстемирова сообщала о том, что на встрече Кадыров позволил себе в ходе разговора заявить, что "приличные чеченские женщины не ходят с непокрытой головой" (Эстемирова пришла на данную встречу без платка), что вид женщины без платка его возбуждает. Спрашивал, не волнуется ли она, ведя себя так, за свою дочь".
Эстемирова рассказала также, что Кадыров ей угрожал, говорил буквально: "Да, у меня руки по локоть в крови. И я не стыжусь этого. Я убивал и буду убивать плохих людей. Мы боремся с врагами республики", утверждается в заявлении.
Кроме того, говорится в документе, в судебном заседании были представлены доказательства тому, что состоялась встреча Эстемировой и Кадырова, и что на этой встрече говорил и обсуждал Кадыров.
Также были представлены доказательства тому, что работа ряда
правозащитников в Чечне в последнее время стала практически невозможной.
Все эти факты дали возможность Орлову сделать свои оценочные суждения, относительно виновности Кадырова, его высказываний на встрече с Эстемировой и относительно невозможности работы правозащитников в Чечне, говорится в кассационном заявлении.
Продолжающийся в Москве процесс против Орлова явно политизирован, считают представители ряда чеченских НПО.
"Суд по иску Кадырова к главе "Мемориала" Орлову это явно политическая акция, - заявил корреспонденту "Кавказского узла" руководитель одной из чеченских неправительственных организаций, попросивший не указывать своего имени. - И мне кажется, что Кадыров действует с ведома и одобрения Кремля, который уже давно помышляет о том, чтобы "поставить на место" правозащитников. Орлов фактически не сказал ничего такого, чтобы раздувать из этого судебный процесс".
"К каким бы выводам не пришел Тверской суд, результатом этого процесса станет дальнейшее ухудшение ситуации в области соблюдения прав человека на территории Чеченской Республики, - считает другой правозащитник. - Надо смотреть правде в глаза. Реально только "Мемориал", не только вел мониторинг ситуации в республике, но и помогал гражданам подавать дела в Европейский суд по правам человека, оказывал другую помощь".
"Большинство местных правозащитных и общественных организаций занимаются лишь имитацией какой-то деятельности", - утверждает он.
Напомним, что 16 июля, сразу после убийства чеченской правозащитницы Натальи Эстемировой руководство ПЦ "Мемориал" обвинило в ее смерти президента Чечни и объявило о приостановлении деятельности организации на территории республики. В заявлении ПЦ "Мемориал" также отмечается, что в России творится государственный террор, а Рамзан Кадыров сделал невозможной работу правозащитников в Чечне. По словам Орлова, Кадыров угрожал правозащитнице и, по некоторым данным, ее последние доклады о ситуации в Чечне вызвали ярость у чеченского президента.
Сам президент Чечни в телефонном разговоре заверил Орлова в своей непричастности к смерти Эстемировой. Кадыров заявил, что доказательств его вины в смерти Эстемировой нет и подал на Орлова и ПЦ "Мемориал" в суд.
27 октября по заявлению президента Чечни в отношении Орлова было возбуждено уголовное дело о клевете по части 2 и 3 статьи 129 Уголовного кодекса.
По версии адвоката президента Чечни Андрея Красненкова, правозащитнику Орлову в случае, если вина его будет доказана, предстоит отсидеть тюремный срок. "Три года лишения свободы, максимальный срок, - уточняет адвокат. - Есть и арест от трех до шести месяцев или исправительные работы на срок от одного до двух лет. Уголовное дело возбуждено по статье "Клевета", распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство человека или порочащих его репутацию, соединенных с обвинением лица в совершении тяжкого либо особо тяжкого преступления".
Олег Орлов, между тем, виновным себя не считает. "Никакого уголовно наказуемого преступления мной совершено не было, - заявил он. - Ровно так же, как я не порочил ничью честь и достоинство - в гражданском суде по гражданскому иску Рамзана Кадырова, по-моему, я это достаточно четко доказывал. Но суд не принял во внимание мою позицию, тем самым он дает основания опротестовывать его решение. Я высказывал свое мнение, свои оценки, суждения о политической вине Рамзана Кадырова и имею полное право на это как гражданин России".
Что касается работы "Мемориала" в Чечне, которая была приостановлена после убийства Натальи Эстемировой, Олег Орлов в интервью "Frankfurter Allgemeine Zeitung" отметил, что юристы продолжают вести начатые дела, не оставляя людей на произвол судьбы. Кроме того, специалисты "Мемориала" продолжают работать с базами данных пропавших без вести в ходе контртеррористической операции.
Отметим, что на последнем допросе в отделе дознания Следственного управления ГУВД Москвы глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина заявила, что согласна с каждым словом главы Орлова, высказавшегося, что политическая ответственность за гибель правозащитницы Натальи Эстемировой лежит на президенте Чечни. Об этом корреспонденту "Кавказского узла" рассказала сама Ганнушкина.
"По делу Олега Орлова о клевете меня допрашивали уже второй раз, потому что второй раз рассматривается это дело. Меня не обвиняют, но я свидетель того, что произошло с Наташей Эстемировой. Меня спрашивали о последних днях Наташи, что именно раздражило власти в ее поведении - это все имеет отношение к делу. По существу рассматривается клевета. Я рассказывала, что лично знаю, чему лично была свидетелем, что лично мне говорила Наташа о своей встрече 31 марта прошлого года с Рамзаном Кадыровым", - говорит Светлана Ганнушкина.
Директор Института прав человека Валентин Гефтер считает, что на уголовном процессе представителям Рамзана Кадырова будет гораздо сложнее доказать вину Олега Орлова.
По мнению исследовательницы международной правозащитной организации Amnesty International Фридерике Бер, преследование председателя Совета Правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова отвлекает внимание от расследования убийства Натальи Эстемировой и проблемы нарушения прав человека на Северном Кавказе.