ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Сегодня в прокуратуру Дагестана для допроса была вызвана председатель правозащитной организации "Матери Дагестана за права человека" Светлана Исаева, имя которой упоминается в листовках с так называемыми "расстрельными списками", которые распространялись по Дагестану в начале сентября.
Исаева заявила корреспонденту "Кавказского узла", что с нею беседовал следователь следственного комитета по особо важным делам при прокуратуре Дагестана Устар Элиханов.
Следователь проинформировала ее, что уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных частью 1, статьи 280 (Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) и частью 1, статьи 282 (Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации) Уголовного кодекса России передано ему коллегой Анваром Укмасовым.
Причины смены следователя Элиханов не смог объяснить. Правозащитница в ходе двухчасового допроса рассказала ему, что лично у нее врагов нет, но за листовками, по ее мнению, однозначно стоят силовики.
"2 сентября по нашей инициативе в Москве состоялась пресс-конференция, поводом для которой послужили похищения "эскадронами смерти" в Дагестане пятерых молодых человек - мирных граждан. Двоим удалось спастись, сожженные трупы оставшихся были впоследствии найдены в автомобиле. Здесь прозвучала мысль, что за инцидентом могут стоять люди в погонах, а уже 3 сентября появились "расстрельные" листовки. Совпадение наводит на определенные мысли", - заявила корреспонденту Исаева.
Информатор также отметила, что фигуранты расстрельного списка должны реально беспокоиться за свою жизнь. "Примеры Чечни, Ингушетии, Дагестана показывают, что правозащитная деятельность очень опасна. У меня нет оружия, охранников, "спины", меня, соратников могут убить, чтобы напугать рядовых граждан, общество", - сообщила Исаева.
13 ноября в рамках уголовного дела следователем следственного комитета по особо важным делам при прокуратуре Дагестана Анваром Укмасовым были допрошены журналисты дагестанского еженедельника "Новое дело" Ахмеднаби Ахмеднабиев и Наталья Крайнова, которые также входят в "расстрельный" список. Ахмеднабиев рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что в ходе допроса также заявил, что не знает, кто конкретно стоит за листовками, но по ряду признаков полагает, что их авторами могут быть действующие или бывшие сотрудники правоохранительных органов Дагестана. Ахмеднабиев также сообщил следователю, что у него нет личных врагов, а в качестве определенного лица, которое негативно относится к нему, было упомянуто имя министра по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана Гаруна Курбанова, который на недавнем совещании у президента Дагестана публично заявил, что журналист и еженедельник "Новое дело" являются предателями Дагестана.
Информатор сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что намерен обратиться с письмом в МВД Дагестана с просьбой или обеспечить ему безопасность, или дать разрешение на приобретение огнестрельного оружия.
Напомним, что в листовках анонимные авторы обещали целенаправленно "уничтожать бандитов" и мстить за сотрудников милиции и мирных граждан. В черный список попали известные в Дагестане люди: адвокаты, журналисты и правозащитники - всего 16 человек.
Адвокат Баканай Гусейнова рассказала, что юристы, оказавшиеся в этом списке, работали по так называемым "ваххабитским делам", а журналисты, фамилии которых указаны в листовках, освещали проблемы, связанные с похищениями и пытками людей.
Президент Дагестана Муху Алиев потребовал от силовиков обеспечить их безопасность, но никаких мер не последовало.
Инцидент с листовками получил продолжение 12 октября на круглом столе по теме "Об общественно-политическом вещании дагестанского телевидения", модератором которого выступал председатель Общественной палаты Дагестана Aбулмуслим Муртазалиев. Тогда главный редактор дагестанского независимого еженедельника "Черновик" Надира Исаева попросила председателя Общественной палаты прояснить смысл его статьи "Журналист, не навреди", напечатанной в главном официозе республики "Дагестанская правда".
В статье было сказано, что появление листовок с "расстрельными списками", куда входят и шесть известных в республике журналистов, есть "призыв вернуть некоторых деятелей информационной сферы в правовое поле, призыв к соблюдению требований профессиональной этики журналиста и требований закона".
Исаева также попросила уточнить статус самой Общественной палаты Дагестана. "Вы, кто? Отдел при прокуратуре и МВД Дагестана? Только сегодня состоялось очередное судебное заседание над "Черновиком", а вы настаиваете в своем материале на преследовании независимых журналистов стражами порядка", - заявила главный редактор.
Муртазалиев ответил, что все написанное им соответствует истине. "Когда мы увидели, кто создает коммерческие СМИ, мы пришли в ужас. У журналистов коммерческих СМИ нет никакой позиции. Убили главу Хасавюртовского района - отдельные журналисты перевели факт преступления в русло межнациональных взаимоотношений. Так не нужно себя вести", - сказал Муртазалиев.
Политолог Зубайру Зубайруев тогда заявил, что в обществе, где юрист и руководитель общественной организации делает подобные заявления, не следует ожидать ничего хорошего.
Примечание редакции: см. также новости "Жительница Махачкалы заявляет о пропаже ее мужа", "Президент Дагестана назвал провокацией заявление ПЦ «Мемориал» о внесудебных казнях", "Правозащитники призывают власти Дагестана обеспечить безопасность фигурантов "расстрельного списка"", "Камалов: авторы листовок с "расстрельным списком" знают специфику Дагестана".