ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Цхинвале на брифинге с журналистами освобожденный 2 декабря из Гори Ибрагим Лалиев, который провел в грузинских тюрьмах более года, рассказал об условиях содержания в грузинских тюрьмах и о том, что его заставили признать свою вину.
Напомним, что 2 декабря грузинская сторона освободила пятерых граждан Южной Осетии: Ибрагима Лалиева, Лаврентия Казиева, Якова Техова, Павла Техова и Владимира Елоева. Передача заложников прошла на границе с Грузией и Южной Осетией, а в Цхинвали заложников доставили Томас Хаммарберг, посетивший 30 ноября Южную Осетию, а 1 декабря - Тбилиси, и Уполномоченный президента Южной Осетии по правам человека Давид Санакоев.
"На своей машине я вместе с родственниками ехал в осетинское село Арцев (село находится на границе с Грузией – прим. "Кавказского узла"), везли продукты питания для родственницы. Нас было 5 человек. На границе нас задержали люди в форме грузинской полиции. Нас выкинули из машины и перевезли в Гори. Четыре дня мы просто находились в какой-то камере без предъявления какого-то обвинения", - рассказал Ибрагим Лалиев.
По его словам, на протяжении этого времени задержанных регулярно избивали. "Ни о чем не спрашивали, просто избивали по углам. Позднее мне предъявили обвинение в незаконном хранении оружия, хотя у меня его не было", - рассказывает бывший пленный.
Последующие семь месяцев, по его словам, он провел в Тбилисской тюрьме. "Отношение сокамерников-грузин не могу назвать плохим, да и отношение тюремщиков вполне терпимое. На всех судебных процессах мне предоставляли переводчика. Первый суд прошел в январе, меня осудили на пять лет условно. Из зала суда меня перевели в КПЗ, где я провел еще 1 месяц и 10 дней. Меня отвезли в грузинское село Плависмани, где имитировали новое задержание за незаконное хранение автомата. Избивали по очереди", - говорит Ибрагим Лалиев.
Он отмечает, что в первый раз не признал свою вину, но когда его вывезли в поле и сказали, что у него нет выбора, либо его убьют, либо он подпишет все бумаги, он подписал все и снова оказался в тюрьме.
"Опять судили и дали 11 лет условно. Рядом со мной в одной камере было 18 осетин. К нам в месяц раз приезжали представители Красного Креста. Красный Крест нам оказывал иногда помощь в одежде, привозил одеяла. ОБСЕ и Красный Крест нам ничем не помогли, только спрашивали, что нам обещают и когда выпустят. На мой вопрос, могут ли они мне помочь, они ответили, что просто наблюдатели и не могут помочь. Тогда я их попросил больше не приходить ко мне", - рассказывает Лалиев.
По его словам, один раз к нему приходили грузинские правозащитники, но все осталось так же, как и было. "Затем меня перевезли в Рустави. Последние четыре месяца провели в Горийском КПЗ. В Тбилиси условия содержания были нормальными. В Рустави тоже было нормально. В Гори раз в день давали 1 кубик супа быстрого приготовления, были ужасные условия гигиены, избивали так, что долгое время пролежал в больнице с сотрясением головного мозга", - говорит бывший пленный.
Только один раз через месяц после задержания ему дали возможность поговорить с родственниками. "И сказали, чтобы мы требовали от югоосетинских властей, чтобы отпустили грузинских задержанных, и нас тоже отпустят. В МВД Грузии нам сказали, что мы заложники - и нас обменяют на задержанных грузин. Надежду вернуться домой потерял. Сейчас у меня нет чувства страха, только планы жить дальше", - рассказал 35-летний Ибрагим Лалиев.
Напомним, что освобожденные осетины были задержаны грузинской стороной после окончания августовских событий 2008 года. С августа 2009 года, после того, как тбилисский суд вынес им оправдательный приговор, они находились на территории грузинского города Гори.
История с арестом пяти жителей Южной Осетии покрыта налетом таинственности, пишет "Вестник Кавказа". Как заявил грузинский конфликтолог Паата Закареишвили, "вообще непонятно, почему и за что этих пятерых осетин, арестованных в августе этого года, удерживали в Гори". Закареишвили рассказал, что сначала их официально арестовали, потом отпустили. "Но при этом заперли где-то в частном доме, что совершенно незаконно. По всей видимости, осетинская сторона с самого начала ставила вопрос об их обмене на грузинских подростков, задержанных в Южной Осетии", - говорит политолог.
МВД Грузии категорически отказывалось официально комментировать связь освобождения этих осетинских граждан с судом в Цхинвале над грузинскими подростками, задержанными 4 ноября в Южной Осетии, но начальник информационно-аналитического департамента МВД Шота Утиашвили дал понять, что задержанные осетины подозреваются в причастности к терактам на территории Грузии, отмечает издание.
По словам Закареишвили, Цхинвальский суд освободил только двоих из четырех подростков, и, возможно, причиной стало то, что и грузинская сторона освободила еще не всех осетин, удерживаемых на грузинской территории. "Я не исключаю, что затем двух других грузин тоже выпустят. Например, в результате амнистии", - отметил господин Закареишвили.
Ранее южноосетинская правозащитница, председатель ассоциации "Женщины Южной Осетии за демократию" Лира Цховребова заявила, что грузинским спецслужбам осетинские ребята нужны были, "во-первых, как источник информации, и, во-вторых, как заложники, которых можно было бы обменять в случае чего".
Президент Грузии Михаил Саакашвили выразил недовольство решением суда в Цхинвале в отношении четырех задержанных грузинских подростков, поскольку двое из них оставлены отбывать наказание в Южной Осетии.
Руководство правящей партии "Единое национальное движение" подвергло резкой критике комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга, который занимался вопросом арестованных в Южной Осетии грузинских подростков. Как заявил глава парламентского комитета по внешним делам Акакий Минашвили, "Хаммарберг не хочет вмешиваться в ситуацию даже несмотря на то, что речь идет о детях, поскольку не желает портить отношения с Россией".
Напомним, что ранее Южная Осетия предлагала Грузии одновременный обмен всех задержанных сторонами грузин и осетин без всяких условий.
В свою очередь, генсек Совета Европы Турбьйорн Ягланд и председатель уставного органа Совета - Комитета министров - Самуэль Жбогар в совместном заявлении требовали немедленно освободить грузинских подростков.
23 ноября представитель Южной Осетии Борис Чочиев заявил о том, что подростки будут освобождены только в том случае, если грузинская сторона освободит задержанных ранее осетин, официальный Тбилиси назвал это лишним подтверждением того, что задержание "произошло совершенно незаконно для того, чтобы использовать детей, как предмет для торга".