ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В день празднования работников печатной прессы России 13 января представители СМИ Карачаево-Черкесии в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" рассказали о проблемах, с которыми сталкиваются журналисты в процессе работы.
Заслуженный журналист Карачаево-Черкесии Ирина Мягкова, девятый год возглавляющая официальный печатный орган Карачаево-Черкесии, газету "День республики", отмечает, что с того момента, как в августе прошлого года правительством республики было принято постановление о создании "Издательского дома Карачаево-Черкесии", даже республиканской прессе в республике стало жить "несладко".
"С этого времени для того, чтобы республиканским газетам не мешали работать, было сделано многое. У нас прошел целый ряд публикаций в 60-ти номерах, где журналисты высказали свою точку зрения. Отмечу, что нас поддержала и читательская аудитория, приведя свои доводы о том, что не нужно создавать этот издательский дом, и лишать газеты статуса юридического лица", - рассказала Мягкова.
По словам редактора, именно газета "День республики" выступила организатором проведения пикета, на который вышли и журналисты, и читатели. "Власть не могла не отреагировать на то, что на площади стояли журналисты. Тогда же к нам на встречу вышли и президент республики Борис Эбзеев, и председатель правительства Владимир Кайшев, состоялся разговор, но, к сожалению, как показало время, это был всего лишь разговор. Постановление правительства о создании издательского дома Карачаево-Черкесии не отменено, оно существует, и единственное, что не позволяет этому постановлению работать, - это отсутствие такой же позиции со стороны другого учредителя – парламента Карачаево-Черкесии", - говорит журналистка.
Как рассказала Мягкова, если Народное Собрание республики примет такое же решение, то все пять изданий, в том числе и национальные, будут лишены юридического статуса. "Газеты станут функционировать в структуре издательского дома, который, как мы полагаем, возглавит представитель одной национальности, иного пути у такого решения нет. В то же самое время, все пять национальных газет республики возглавляют сегодня представители тех народов, чьи газеты выпускаются в доме печати", - поясняет собеседница.
По ее словам, создание единой структуры под руководством одного человека ни к чему хорошему не приведет. "Потому как у такого руководителя одна из газет может оказаться в любимчиках, а интересы другой, и, соответственно всего народа, который она представляет, могут быть ущемлены", - рассказала Мягкова.
Она говорит, что уже сегодня все сделано для того, чтобы ущемить права газеты "День республики". "До сегодняшнего дня мы осуществляли хозрасчетную деятельность, то есть посредством рекламы зарабатывали средства и сами решали, как их распределить в рамках действующего законодательства. Однако уже поставлен вопрос, и на ближайшей сессии Народного Собрания он наверняка будет рассмотрен, о переводе республиканских газет, в том числе и национальных на бюджетное обслуживание. Это в то время как в России идет практика перехода именно на хозрасчетную деятельность, а премьер-министр России делал акцент на том, что необходимо переходить на хозяйствующий, самостоятельный вид деятельности", - говорит Мягкова.
Редактор также привела пример того, к чему может привести перевод республиканских газет на бюджетный вид деятельности.
"Журналисты в газете "День республики" получают в среднем заработную плату 10-11 тысяч рублей в то время, как журналисты национальных газет - 5-6 тысяч рублей в месяц. Разница покрывается за счет средств, заработанных нами же, большим выпусков номеров и увеличением объема работы. Соответственно, перейдя на бюджетное финансирование, мы не сможем стимулировать работников нашего издания для лучшей работы. То есть на лицо попытка создать некий приводной ремень. Мне также известно, что на новогодних каникулах в очередной раз, поднимался и обсуждался вопрос о создании издательского дома, и я не удивлюсь, если на ближайшей сессии парламента этот вопрос вновь будет рассматриваться", - говорит Мягкова.
Физического давления работники прессы не ощущают, но попытки помыкать СМИ со стороны органов власти и судебной системы республики присутствуют
На вопрос корреспондента "Кавказского узла", с какими проблемами чаще всего сталкиваются журналисты республиканской печатной прессы, редактор ответила, что физического давления работники прессы не ощущают, но вот "попытки помыкать СМИ со стороны органов власти и судебной системы республики присутствуют, безусловно".
"Мы наблюдали попытки воздействовать на наших учредителей со стороны судебной власти, в частности, это было в обращении председателя Верховного суда Давыдова "принять меры" к публикации редактора газеты "День республики"", - рассказала Мягкова.
По ее словам, все эти события также происходили в августе прошлого года. "В публикации прозвучала лишь критика в адрес суда о том, как непросто добиваться восстановления своих прав через судебные органы. На что был направлен запрос в прокуратуру, где и прошло разбирательство на тему, имело ли место в статье клевета и оскорбления в отношении судебных органов власти", - рассказывает журналист.
По ее словам, запросы были сделаны во все инстанции, а публикация даже была отправлена на лингвистическую экспертизу, которая показала, что никакой клеветы в публикации не было, и, соответственно, вопрос был снят. "Но попытки не позволить говорить о тех или иных вещах, описанных в публикации и подкрепленных соответствующими документами, есть. То есть, получается, о чем-то в республике писать можно, а чем-то нельзя", - отмечает Мягкова.
Как сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в Комитете по делам национальностей и печати Карачаево-Черкесии, на данный момент в Комитете произошла смена руководителя, и прокомментировать этот вопрос некому. В пресс-службе администрации президента подтвердили данное сообщение.
"Как только будет назначен новый руководитель, мы предоставим Вам более подробную информацию о положении республиканских СМИ, однако, отметим, что с самого первого дня работы президентом Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев был открыт для общения с журналистами, о чем свидетельствуют его встречи не только с журналистами республики, но и с другими журналистами", - сообщила руководитель пресс-службы администрации президента Милана Эбзеева.
Власть готова к открытому сотрудничеству со СМИ, и говорить о том, что в республике кто-то ущемляет свободу слова, было бы неправильно
Кроме того, по ее словам, в то время, когда СМИ организовали пикет у здания правительства, президент республики вышел к журналистам и редакторам на встречу и между ними состоялся диалог, в котором президент предложил представить предложения по решению волнующих их вопросов. "Это еще раз говорит о том, что власть готова к открытому сотрудничеству со СМИ, и говорить о том, что в республике кто-то ущемляет свободу слова, было бы неправильно", - отметила Милана Эбзеева.
Между тем, бывший директор телекомпании "Черкесск" Иналь Гашоков, работающий в сфере телевидения с 1991 года (тогда был создан первый в республике "Канал 3"), и возглавлявший телекомпанию "Черкесск" на протяжении семи лет, в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" рассказал, что, на его взгляд, свободных СМИ как таковых в республике нет.
"Наверное, стоит отметить, что в республике практически нет независимых СМИ. Кроме Интернета, где более или менее можно что-то высказать, и который изменил все границы и нивелировал СМИ, это - ГТРК КЧР, телекомпания "Черкесск", газета "День республики", четыре национальные газеты и, может быть, газета "Черкесск". СМИ в самой Карачаево-Черкесии практически нет. То есть, так сказать, для "продвинутых" читателей, которым доступен Интернет, есть выбор среди информагентств, а обычных СМИ, доступных читателю, не владеющему Интернетом в республике нет", - считает Гашоков.
По его словам, представители СМИ, которые выступали с пикетом на площади, были "как кролик, загнанный в угол, ведь до того, пока им не было нужно, они не критиковали власть".
"Свободу слова в республике никто не зажимает, она зажимается теми людьми, которые на всякий случай не хотят ни с кем ссориться. И если в местных СМИ проходит какая-то критика, она проходит под руководством одного какого-то руководителя", - считает собеседник.
Гашоков отмечает, что в республике отмечается такое явление, как "трусливая журналистская самоцензура". "Вроде бы как свобода слова в республике и имеется, но, по существу, у самих же журналистов имеется самоцензура. Я не считаю, что в Карачаево-Черкесии свобода слова как-то ущемляется, но, с другой стороны, я не вижу журналистов, которые, не боясь, говорили бы о каких-то серьезных проблемах. Кстати, ты одна из немногих, кто не боится этого делать. Я смотрел видеорепортажи на "Кавказском узле", и среди журналистов республики, которые не боятся говорить и подписываться своим именем, пожалуй, это ты и Мурат Гукемухов, сотрудничающий с ИА Regnum. Вы больше других рискуете, ваши материалы более конкретные, жесткие. А кто из других журналистов имеет смелость писать такое, я больше не знаю", - высказал свою точку зрения Гашоков.
Отметим, что телекомпания "Черкесск" была единственной телекомпанией в Карачаево-Черкесии, передавшей шестнадцатиминутную трансляцию с чрезвычайного съезда черкесского народа в ноябре 2008 года, на котором прозвучало предложение "просить федеральный центр об объединении черкесов Кавказа в единую республику в составе России". Гашоков говорит, что именно тогда у него начались проблемы.
"Мэр города Петр Коротченко и тогдашний глава администрации президента Мурат Каракетов сказали мне, что, "в виду того, что лицензия закончилась", телекомпания будет закрыта. А когда после критического сюжета в адрес мэрии города Черкесска я съездил в Майкоп и показал, как там работает администрация, меня и вовсе отстранили от телевидения", - рассказывает Гашоков.
Свобода слова в республике находится на самом низком уровне
В свою очередь, редактор газеты "Вестник Карачаево-Черкесии" Солтан Нартоков считает, что свобода слова в республике находится на самом низком уровне.
"Любая публикация в газете, расходящаяся с мнением представителей отдельных кланов в республике, не имеет права на жизнь. С апреля месяца прошлого года, после перепечатки статьи Екатерины Сажневой о событиях в Бесленее, опубликованной в "Московском комсомольце", меня в буквальном смысле "затаскали по судам". Общественные организации карачаевского народа, возмущенные публикацией, выставили мне иск в один миллиард рублей, хотя я руководствовался в работе законом о СМИ, и в газете указано, что редакция не несет ответственности за содержание публикаций. А публикацию мне предоставил один из авторов, между прочим, на мой взгляд, значительно смягчив ту версию, которая была опубликована изначально в "МК"", - говорит Нартоков.
По его словам, путем давления на журналистов в республике в СМИ ведется только та политика, которая выгодна тем или иным лицам.
Ранее "Кавказский узел", сообщал, что проблемы с органами прокуратуры возникали также у редактора газеты "Экспресс-почта" Рашид Узденов после публикации статьи Османа Ксаева "Охтову и Нартокову не светит звезда Давида", которая, по словам редактора, была ответом на публикацию в "Вестнике Кавказа" под названием "Кому не светит звезда Давида" и также посвящена событиям в Бесленее в годы Великой Отечественной войны.
Проверку прокуратура проводила и по статье под названием "Бойкая распродажа в Теберде" в газете "Черкесск", в которой критике подверглось руководство туберкулезного санатория. После этого газета дала опровержение.
Случались с журналистами республики и более серьезные инциденты. В ноябре 2008 года в Карачаево-Черкесии при выполнении служебного задания была избита журналистка Жанна Акбашева. Тогда президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев осудил избиение журналистки, а в одной из бесед с журналистами подчеркнул, что представителям республиканских СМИ стоило бы "заточить перо, и более жестко и критично подходить к освещению тех или иных вопросов", при этом отметив, что это касается не всех СМИ.
Жанна Акбашева приходится родной сестрой Фатиме Тлисовой, работавшей шеф-редактором Северокавказской службы новостей ИА Regnum. В свое время на Фатиму также оказывалось серьезное давление, ее не раз избивали. В результате Тлисова покинула страну, получив политическое убежище в США.
Отметим, что, в отличие от прошлого года, власти Карачаево-Черкесии в нынешнем году не чествовали журналистов. Как рассказала редактор республиканской газеты "День республики", праздник работники прессы отметили "скромно в своих коллективах".