12:00 / 20.01.2010С созданием нового федерального округа Северный Кавказ приобретает особый статус в России

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Новость о выделении из Южного федерального округа Северо-Кавказского была вполне ожидаема. Руководство регионах, которые вошли в новый округ, одобряет эту идею и связывает с ней надежды на прогресс в социально-экономической сфере. Наблюдатели также считают создание нового округа логичным, подчеркивая, что Кремль тем самым признает особенность региона.

Напомним, 19 января было объявлено о создании Северо-Кавказского федерального округа из части регионов, ранее входивших в ЮФО. Александр Хлопонин назначен на должность вице-премьера, полпреда президента в новом округе.

В Северо-Кавказский федеральный округ теперь входят Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная-Осетия-Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край с центром федерального округа в городе Пятигорске. В Южном федеральном округе остались Астраханская, Волгоградская и Ростовская области, Краснодарский край, Республика Адыгея и Республика Калмыкия.

На Северном Кавказе известие о создании восьмого федерального округа пока оценивают положительно

Инициативы президента России были вполне предсказуемыми, заявил корреспонденту "Кавказского узла" председатель исполкома "Конгресса народов Кавказа", советник председателя Совета муфтиев России Ахмед Азимов.

"Проблемы отдельных северокавказских республик сильно отличаются от проблем прочих субъектов ЮФО. К ним необходим особый подход, нужна новая команда, которая будет иначе мыслить, способная по-иному реагировать на насущные социально-экономические и прочие вызовы. Старые взгляды, старые подходы тут уже не помогают. Поэтому мне представляется, что образование нового округа, назначение на пост Хлопонина выведет регион и Дагестан из тупика", - отметил Азимов.

Глава отделения "Справедливой России" в Чечне Иса Хаджимурадов назвал создание Северо-Кавказского федерального округа "потрясающей новостью". "Южный федеральный округ был слишком большим на фоне Северного Кавказа. И кавказские республики как-то отходили на второй план. А сейчас федеральный центр займется конкретными проблемами региона. Этот шаг – пример по-настоящему эффективной политики на Кавказе, уверен, он принесет положительные результаты", — заявил Хаджимурадов агентству "Infox.ru".

Первый секретарь республиканского отделения КПРФ в Чечне Магомед Ахматов также сказал, что решение об образовании единой административной единицы в виде нового округа было ожидаемо.

"Во многих республиках федеральный центр не контролирует ситуацию, там правят местные князьки, которые творят, что хотят. И чтобы вернуть эти субъекты, необходим новый округ. Более того, я уверен, что через некоторое время на базе федерального округа будет создан единый кавказский субъект. Я вам могу сказать, что у кавказской общественности нет какого-то отвращения к идее объединения, так как люди уже устали от коррупции и криминала", — уверен Ахматов.

В контексте возможности создания единого субъекта на базе федерального округа Ахматов вспомнил о том, что у Хлопонина есть "успешный опыт в объединении Красноярского края".

Президент Чечни Рамзан Кадыров рассчитывает, что создание Северо-Кавказского федерального округа будет способствовать ускоренному развитию южных территорий России. "Указом президента России создан новый округ, в него вошли республики Северного Кавказа и Ставропольский край. Это относительно небольшая компактная территория, и нам хочется надеяться на то, что проведенная реформа поможет оперативно решать проблемы подъема экономики, которая, как всем известно, на Северном Кавказе отстает от общероссийского уровня", - заявил Рамзан Кадыров.

Он уверен, что регион заслуживает того, чтобы здесь сложилась процветающая экономика и отметил, что усилия в этом направлении уже предпринимаются. "Работу еще не имеют несколько сот тысяч человек. Вот эта проблема и должна быть снята созданием нового округа", - говорит Кадыров.

Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров также одобрил решение президента РФ Дмитрия Медведева о создании восьмого федерального округа - Северо-Кавказского. Евкуров назвал полпреда на Кавказе и вице-премьера правительства РФ, "опытным управленцем и ярким борцом с коррупцией".

"Назначение такого управленца, как Хлопонин, еще раз свидетельствует о том, что федеральный центр выбрал стратегию социально-экономического развития региона", - процитировал слова Евкурова его пресс-секретарь Калой Ахильгов. Евкуров отметил, что это назначение "подтверждает то, о чем говорил Медведев в своем ежегодном Послании - это необходимость развития региона", передает ИТАР-ТАСС.

Евкуров также назвал удачной идею сделать столицей нового округа Пятигорск. "На то, чтобы принять участие в совещание у полпреда у меня, уходило дня три - ведь до Ростова от нас ехать почти 800 км, - пояснил он. - А до Пятигорска от республики рукой подать".

Образование Северо-Кавказского федерального округа - это серьезный шаг к решению имеющихся на южном направлении проблем, считает ставропольский губернатор Валерий Гаевский. "То, что его центром будет Пятигорск - никого в крае не удивляет. Ставрополье граничит с восемью субъектами Юга России, и практически все северокавказские республики - наши соседи. У нас много миротворческих инициатив, совместных проектов и идей. В образовании, культуре, молодежной политике. Думаю, теперь для них дан "зеленый свет". У нас и наших соседей в республиках большой нереализованный потенциал совместной работы", - цитирует слова Гаевского "Российская газета".

Впрочем, далеко не все представители местной власти так оптимистично настроены.

"Если бы не лентяев типа Устинова сюда отправляли, то надобности в создании еще одного округа не было бы. Это ж какие расходы, а главное, это стресс для и без того неспокойных регионов. Сейчас кланы начнут демонстрировать Александру Хлопонину силу своего оружия", - заявил газете "Коммерсант" высокопоставленный чиновник в руководстве Дагестана.

Нужно понимать, что образование субъекта федерации, которое состоит из национальных республик, может способствовать изоляции, а то и желанию суверенизации

Депутат Госдумы России от Дагестана Гаджимет Сафаралиев считает, что создание отдельного федерального округа в определенной мере несет в себе и негативный момент.

"Фактом является, что федеральные денежные, иные ресурсы, выделяемые на развитие всего ЮФО, до сих пор обычно оседали где-нибудь в Ростове-на-Дону или Краснодаре. Теперь есть уверенность, что они дойдут до конкретных адресатов. В то же время нужно понимать, что образование субъекта федерации, которое состоит из национальных республик, может способствовать изоляции, а то и желанию суверенизации", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" депутат.

Кремль решил заняться Северным Кавказом, считают наблюдатели

Разделение Южного федерального округа - тоже логичное решение, потому что здесь есть особые проблемные зоны, требующие повышенного внимания, считает Ростислав Туровский, профессор факультета политологии МГУ. "Это попытка начать новую кавказскую политику. В основе - достаточно искреннее и понятное желание Медведева разобраться с проблемами Северного Кавказа и все-таки приступить к их решению. Отсюда президентское Послание, сама идея назначить человека, ответственного за Северный Кавказ", - говорит Туровский.

"Самая проблемная часть СКФО - это восточная, по всем параметрам, и по экономическим, и по этнополитическим, то есть Дагестан, Чечня, Ингушетия. На самом деле, остальные требуют не меньшего внимания, кроме, может быть, Ставропольского края. Хлопонин, будучи красноярским губернатором, должен был привыкнуть находить точки роста, доводить до конца проекты, чтобы за счет этого сохранить репутацию свою и продемонстрировать эффективность. Правда, у Хлопонина нет четкой команды, которая бы могла помочь ему в этой политике", - отмечает по этому поводу политолог.

Глава фонда "Русский мир" Вячеслав Никонов считает, что само появление Северо-Кавказского округа - это признание того, что в Южном федеральном округе существуют субъекты Федерации с очень разными проблемами. "Одно дело готовить Олимпиаду в Сочи и совсем другое - решать проблемы, связанные с терроризмом в Чечне, Ингушетии или Дагестане", - отмечает Никонов.

По словам политолога Алексея Мухина, "часто главы кавказских республик обращались со своими проблемами не в Ростов-на-Дону, а напрямую в Москву. Теперь же они будут обращаться к Хлопонину, который представляет и Путина, и Медведева. Но образование таких "генерал-губернаторских" должностей с исключительными правами — это скорее исключение из правил. Сильные политики перед 2012 годом власти не нужны".

Получается некий кавказский, если хотите, Татарстан, или, еще жестче – исламостан, мусульманостан

Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко считает, что выделение особого, восьмого округа СКФО из ныне действующего Южного – "это принцип образования округа по этническому принципу". "Получается некий кавказский, если хотите, Татарстан, или, еще жестче – исламостан, мусульманостан или как угодно в этом смысле", – заявил Малашенко "Независимой газете". "Тем самым признается, что Северный Кавказ — это особый и опасный регион", - цитирует слова Малашенко "Коммерсант".

Единственная задача введения Северо-Кавказского федерального округа – это ограничение амбиций президента Чечни Рамзана Кадырова, считает председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль, который заявил в интервью "Свободной прессе", что "Кадыров совершенно четко является фигурой из ближайшего окружения премьера Владимира Путина", "плюс к тому, у Кадырова есть амбиции выйти на московский федеральный уровень".

Создание Северо-Кавказского округа и назначение туда полпреда президента есть не что иное, как попытка пресечь, остановить рост влияния Кадырова и поставить ему фигуру, с которой он столкнулся бы лбами именно в этом регионе и тем самым поглотил часть своей амбициозной энергии

"Кадыров и без того рассматривает себя в качестве диктатора Северного Кавказа, расставляет своих людей и создает зоны влияния в Дагестане и Ингушетии, проводит спецоперации территории на этих республик. Но было бы вдвойне опасно, если бы Кадыров вышел на федеральный уровень и превратился в силовой фактор внутриэлитного противостояния, — считает Гейдар Джемаль. — В этом смысле создание Северо-Кавказского округа и назначение туда полпреда президента есть не что иное, как попытка пресечь, остановить рост влияния Кадырова и поставить ему фигуру, с которой он столкнулся бы лбами именно в этом регионе и тем самым поглотил часть своей амбициозной энергии".

Напомним, что за пределами новой границы Северного Кавказа остались Адыгея и Краснодарский край. Не исключено, что здесь сыграли свою роль своеобразные "олимпийские" соображения: новая линия на карте хотя бы формально отрезала курорт и международную витрину Сочи от такого Кавказа, который ни для той, ни для другой роли явно не подходит, пишет газета "Время новостей".

Между тем, заместитель директора Института социальных систем Дмитрий Бадовский считает, что Адыгею не включили в Северо-Кавказский округ по территориальному признаку, поскольку это анклав внутри Краснодарского края. Более того, планы присоединения этого субъекта к Краснодарскому краю активно обсуждались в бытность Дмитрия Козака полпредом Южного округа. "Что касается включения Ставрополья - хотелось, чтобы округ был не чисто республиканским, поэтому один русский регион туда попал", - считает Бадовский.

Не первая попытка создания Северо-Кавказского края

Нельзя сказать, что перекройка административной карты Северного Кавказа - абсолютное новшество. В последнем имперском варианте, перед 1917 годом, большая часть территорий нынешних северокавказских республик, за исключением Центрального и Южного Дагестана и Карачаево-Черкесии, входила в Терскую область. К ней относилась и часть нынешнего Ставрополья, включая Пятигорск. Столицей Терской области был Владикавказ, напоминает газета "Время новостей".

В СССР также был предпринят эксперимент по созданию Северо-Кавказского края: в 1929-1934 годах он существовал как раз в тех границах, в каких создан сейчас новый федеральный округ, только большинство республик тогда были автономными областями.

Примечательно, что в мае 2000, когда указом нового президента Владимира Путина создавались федеральные округа, название "Северо-Кавказский округ" уже фигурировало. Но в июне того же года Путин подписал указ о том, что Северо-Кавказский федеральный округ переименован в Южный. Как заявил тогда помощник президента Сергей Ястржембский, инициатором переименования стал представитель президента РФ в этом округе Виктор Казанцев. В свою очередь, Казанцев объяснил свою просьбу тем, что округ и географически, и этнически шире Северного Кавказа.

Социально-экономический портрет СКФО

Новый федеральный округ, в который войдут семь субъектов федерации, пожалуй, самый сложный в России, отмечают "Вести.ру". На фоне обострённой криминогенной ситуации уровень безработицы в Ингушетии, к примеру, 55%. В Ставропольском крае и в Северной Осетии, островков благополучия, - в 5-6 раз меньше.

Средняя зарплата в регионе самая высокая в Чечне - около 12 тысяч рублей. В Дагестане – 7,5 тысяч. Здесь проживает 6% населения страны, и регион лидирует по уровню рождаемости: к примеру, в Дагестане родилось 49 тысяч детей в 2008 году, далее следуют Чеченская республика и Ставропольский край. Наличие запасов нефти и отсталая структура производства, а зачастую просто её отсутствие.

В среднем по округу уровень валового регионального продукта составляет 80 миллиардов рублей. В пересчёте на душу населения это чуть более 62,5 тысяч рублей. Тогда как в среднем по России эта цифра почти в 4 раза больше.

Автор:Кавказский Узел
20.01.2010 в 19:22ded
Обнадёживающее решение сложной Сев-Кав задачи. Следует ожидать подъём экономики, а значит увеличение финансового обеспечения социальной сферы. Повлечёт правильный побход в борьбе с безработицей. Чем больше рабочих мест, тем меньше кандидатов в боевики и террористы. Хочу работать у Хлопонина, но увы, я за пределами России.
21.01.2010 в 14:43Юсуф Бахтин
В контексте новой кавказской политики Дмитрия Медведева образование Северо-Кавказского ФО - закономерное явление. Особенности традиционной социальной организации и, как следствие, политической культуры народов Северного Кавказа, действительно специфичны, для них необходима модель управления, отличная от других регионов РФ. Известный социолог Энвер Кисриев в одном из своих выступлений сравнил эти специфические социальные институты с "черным ящиком", попадая в который инициативы и проекты Кремля на выходе имеют результат, резко отличающийся от ожидаемого. Исключение Адыгеи из состава нового округа имеет, вероятно, стратегический смысл: это начало конца адыгейской государственности. Именно так это воспринимается общественными организациями в республике, которые готовят сейчас митинг. Нет практически никаких сомнений, что проекту слияния Республики Адыгея с Краснодарским краем, который провалился в 2005 году, будет дан новый импульс. Адыгея должна быть включена в новый округ, поскольку все проблемы в этой небольшой республике аналогичны общекавказским проблемам, а тенденции развития имеют одинаковый вектор. Кроме того, искусственно разрываются связи Адыгеи между двумя другими республиками - Кабардино-Балкарией и Карачаево-Черкесией, в которых адыги являются титульными народами. После принятого решения о новой административной структуре Северного Кавказа Адыгея, сразу же, мгновенно выпала из новых модернизационных проектов Москвы. Это касается, например, проекта Максима Шевченко "Мир Кавказу!"; одна из его открытых площадок должна была состояться в Майкопе, но теперь откладывается на неопределенное время. Будут свернуты и другие проекты.