14:00 / 23.02.2010В Чечне отмечают 66-ю годовщину депортации

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Сегодня в Чечне отмечают очередную годовщину депортации 1944 года. В мечетях республики читают молитвы, во всех районных центрах и населенных пунктах совершаются жертвоприношения и иные религиозные обряды.

В связи с намеченными на сегодня мероприятиями предприняты особые меры безопасности. В центре Грозного блокировано движение автотранспорта, выставлены мобильные посты милиции, а кварталы, прилегающие к зданию концертного зала и главной мечети республики, оцеплены сотрудниками силовых структур. 

«Эти меры вызваны необходимостью обеспечить безопасность граждан при проведении массовых мероприятий», - сказал в беседе с корреспондентом «Кавказского узла» представитель МВД Чечни.

Жители чеченской столицы высказывают недовольство действиями силовиков.

66 лет назад, на рассвете 23 февраля 1944 года, началась депортация чечено-ингушского народа. Масштабной акцией, получившей кодовое название «Чечевица», руководил лично нарком Внутренних дел СССР Лаврентий Берия. Менее чем через сутки 180 эшелонов повезли «спецконтингент», как именовались тогда депортируемые, в Казахстан и Среднюю Азию. 29 февраля Берия доложил Сталину, что за прошедшие несколько дней было выселено и погружено в железнодорожные вагоны 478 479 человек, в том числе 387 229 чеченцев и 91 250 ингушей.

Сегодня весь мир знает о трагедии высокогорного села Хайбах, где по приказу полковника НКВД Гвешиани были заживо сожжены 700 человек, вывезти которых к месту погрузки в эшелоны не представлялось возможным. Однако до сих пор никто не может назвать точное количество убитых в этот день «при попытке оказания сопротивления". 

13 лет провели чеченцы за пределами своей исторической родины. В это время на территории республики власти взрывали многовековые сторожевые башни, сравнивали с землей кладбища, а надмогильные памятники – чурты - использовались для строительства дорог, фундаментов зданий и свиноферм. Одновременно с этим спецгруппы НКВД вели операции против оставшихся в горах чеченцев, которым удалось избежать депортации. 

В Чечне нет ни одной семьи, которая не знала бы о депортации 1944 года.

«Я был еще подростком, когда нас выселяли. Помню, везли нас несколько недель в товарных вагонах в Казахстан. Никто не знал, куда нас везут, что нас ждет впереди. От холода, голода и разных болезней люди умирали прямо в вагонах, но хоронить трупы не разрешалось. Во время коротких остановок солдаты ненадолго отпирали вагоны и мужчины выносили умерших из вагонов и клали рядом с железнодорожными путями. Тогда же удавалось набрать немного воды, которой тоже не хватало», - рассказывает житель республики Солса Садулаев.

Собеседник вспоминает, как их привезли в заснеженную степь - один из районов Актюбинской области Казахстана.

«Там нас встречали присланные из разных аулов казахи на санях, запряженных лошадьми и верблюдами. Тогда-то я и увидел в первый раз живого верблюда, - говорит он. - Когда наши взрослые пытались заговорить с казахами, те только пожимал плечами, потому что это были обычные пастухи, которые не знали русского языка».

«Нас привезли в небольшой поселок, состоявший в основном из юрт. На улице не было видно ни одной живой души. Потом из одной юрты выбежал маленький ребенок, и тут же за ним с криком выскочила молодая женщина, которая унесла его обратно. Потом уже нам рассказали, что перед нашим приездом был пущен слух, что сюда везут чуть ли не людоедов», - вспоминает собеседник.

По словам другой местной жительницы, 76-летней Жерадат Исраиловой, только в первый год пребывания в Казахстане из девяти членов ее семьи от голода и болезней умерло шесть человек. 

«Нам не хватало еды. Все было по карточкам. Каждый день кого-то хоронили, потому что была эпидемия тифа. Пойти из одного села в другое было нельзя, потому что за это давали 20 лет тюрьмы. Нам помогали местные, хотя они сами жили практически впроголодь. О том, что мы пережили тогда, нельзя забыть, но те ужасы не идут ни в какое сравнение с тем, что творилось во время первой и второй военных кампаний. Нашим детям и внукам пришлось перенести не меньше, чем нам во время высылки», - считает она.

В 2004 году Европейский Парламент признал депортацию чеченцев году актом геноцида.

В 1991 году в СССР были приняты законы «О реабилитации репрессированных народов» и «Реабилитации жертв политических репрессий», которые предусматривали выплату компенсаций жертвами репрессий. Сегодня чеченцам в качестве компенсации полагается по десять тысяч рублей. Республиканские власти ранее неоднократно заявляли, что размер компенсационных выплат должен быть значительно выше, поскольку в ходе депортации жители Чечни лишились всего своего имущества и жилья, не говоря уже о потере родных и близких.

Отметим, что траурные мероприятия сегодня пройдут и в Ингушетии. В республике отменено празднование Дня защитника Отечества и объявлен день траура по жертвам депортации ингушского и чеченского народов. 

Автор:Султан Абубакаров