Завтра, 23 февраля 2009 года, исполняется ровно 65 лет со дня начала депортации чеченского и ингушского народов, когда по распоряжению руководства СССР была произведена массовая высылка представителей вайнахской народности в Казахстан и Среднюю Азию.
Операция под кодовым названием «Чечевица», в ходе которой была осуществлена депортация вайнахов с территории Чечено-Ингушской АССР, проходила с 23 февраля по 9 марта 1944 года. Причинами репрессий в отношении этой народности были объявлены массовое дезертирство, уклонение от призыва в военное время и подготовка вооружённого восстания в советском тылу в поддержку фашистов. ЧИ АССР была упразднена, а ее территория разделена между соседними регионами - Дагестаном, Северной Осетией и Ставропольем.
Согласно официальным данным, из Чечено-Ингушской АССР было насильственно вывезено более 496 тысяч чеченцев и ингушей, в том числе 411 тысяч - в Казахскую ССР, в Киргизскую ССР — 85,5 тысяч. Такие цифры фигурируют, в частности, в рассекреченных архивных документах Сталина.
"Во исполнение постановления Государственного Комитета Обороны НКВД в феврале-марте 1944 г. было переселено на постоянное жительство в Казахскую и Киргизскую ССР - 602 193 человека, жителей Северного Кавказа, из них чеченцев и ингушей - 496 460 человек, карачаевцев - 68 327, балкарцев - 37 406 чел", - гласит текст докладной записки Л.Берии И. Сталину за июль 1944 года.
"Докладываю об итогах операции по выселению чеченцев и ингушей. Выселение было начато 23 февраля в большинстве районов, за исключением высокогорных населенных пунктов. По 29 февраля выселены и погружены в железнодорожные эшелоны 478 479 человек, в том числе 91 250 ингушей. Погружено 180 эшелонов, из которых 159 эшелонов уже отправлены к месту нового поселения. [...] Операция прошла организованно и без серьезных случаев сопротивления и других инцидентов", - докладывал советскому вождю 1 марта 1944 г. Государственный Комитет Обороны.
Между тем, согласно другим данным, число депортированных в 1944 году вайнахов составило более 650 тысяч человек. Такими цифрами, в частности, оперирует историк Н.Ф. Бугай (Институт российской истории РАН) в статье "Правда о депортации чеченского и ингушского народов", опубликованной в сборнике "Вопросы истории" (1990, №7).
Десятки тысяч человек из числа депортированных умерли уже на пути к месту высылки, еще десятки тысяч - потеряли свои жизни в первые годы ссылки от холода, голода и болезней.
«В переполненных до предела "телячьих вагонах", без света и воды, почти месяц следовали мы к неизвестному месту назначения ... Пошел гулять тиф. Лечения никакого, шла война ... Во время коротких стоянок, на глухих безлюдных разъездах возле поезда в черном от паровозной копоти снегу хоронили умерших (уход от вагона дальше, чем на пять метров, грозил смертью на месте)», - вспоминает участник событий февраля 1944 г. ингуш X.Арапиев, которого цитирует Н.Бугай в статье "Депортация народов", опубликованной в 2004 году на страницах сборника "Война и общество, 1941-1945".
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 года Чечено-Ингушская АССР была восстановлена, и депортированные чеченцы и ингуши стали возвращаться на родину.
Возвращение депортированных привело к конфликтам на национальной почве, поскольку на опустевшие после их высылки земли на Северном Кавказе были переселены русские и иные народы бывшего СССР, а часть территорий, входивших в состав ликвидированных указами Сталина административных формирований, была передана другим республикам. Так, часть ингушских территорий оказалась в составе Осетии. Последствия кровопролитного осетино-ингушского конфликта 1992 года, разгоревшегося на почве спора о территориальной принадлежности Пригородного района, дают о себе знать и по сей день.
До сих пор подавляющее большинство чеченцев и ингушей считают депортацию 1944-го года одной из самых страшных трагедий в истории вайнахов, унесшей жизни десятков тысяч человек.
"Слова "Сибирь", "Казахстан", "Средняя Азия" у каждого чеченца невольно ассоциируются со словом "депортация". Более трехсот тысяч вайнахов остались в тех землях навечно. Трагедия репрессированного народа - это двойное горе, потому что нет большего несчастья для нации, чем потерять родину", - сказал руководитель Администрации президента и правительства Чечни Магомед Селимханов, выступая на прошедшей в Грозном 19 февраля конференции, посвященной 65-й годовщине депортации.
Отмечая актуальность обсуждаемой темы, участники конференции подчеркнули, что тема депортации чеченцев не получила еще достаточного полного исследования, сообщает ИА "Грозный-информ".
В пятницу, 21 февраля, пресс-служба уполномоченного по правам человека в ЧР Нурди Нухажиева сообщила о намерении чеченских ученых заняться сбором документов и свидетельств, имеющих отношение к решению о депортации чеченцев и ингушей в 1944 году, поскольку истинные причины решения Сталина о депортации, по мнению ученых, до сих пор неизвестны, пишет "Газета.Ru".
"По мнению ученых-историков, нет никаких сомнений в том, что депортации народов времен второй мировой войны были основаны на надуманных мотивах. Тысячи и тысячи ни в чем не повинных людей погибли во время страшной пересылки в заколоченных товарных вагонах в сорокаградусный мороз на пути в степи Казахстана, пустыни Узбекистана, необжитые районы Сибири", - отмечается в сообщении от 20 февраля на сайте Совета муфтиев России.
В память о трагических событиях февраля-марта 1944 года в Чечне и в Ингушетии ежегодно 23 февраля, вместо Дня защитника Отечества, отмечают День памяти жертв депортации. В мечетях республик проходят религиозные обряды поминовения погибших в результате высылки. Семьи, потерявшие тогда своих близких, режут скот и раздают мясо малоимущим семьям, одиноким старикам и сиротам.
В Ингушетии на 23 февраля в этом году запланирован также траурный митинг у памятника жертвам политических репрессий в Назрани. Мероприятие посетят представители правительства республики, а также старейшины и представители муфтията. Милиция Ингушетии накануне и в день мероприятия будет нести службу в усиленном режиме.
В годы Великой Отечественной войны из родных мест на чужие земли, кроме чеченцев и ингушей, были выселены также балкарцы, калмыки, карачаевцы, крымские татары и турки-месхетинцы. По данным Международного общества "Мемориал", во время депортации народов с территории Северного Кавказа в 1943-44 годах из Чечни и Ингушетии было вывезено 485 000 человек, из Калмыкии - 101 000 человек, из Карачаево-Черкесии в 1943 году - 70 000, из Кабардино-Балкарии - 37 000 человек. Число жертв депортации среди турок-месхетинцев и других народностей Закавказья составило 100 000.
В январе 2008 года силами ингушского отделения "Мемориала" вышла в свет книга "Государственный террор в Ингушетии (20-50-е г.г. ХХ в.): Исследование и мартирологи". Собирая материалы для книги, авторы установили, что хотя, согласно официальным документам, во время депортации в 1944 году пострадало около 90 тысяч ингушей, на самом деле их число превышало 134 тысячи, из которых более 50 тысяч погибли в пути от голода, мороза и болезней.
Сведения о жертвах политрепрессий из числа ингушей, чеченцев и других народностей Северного Кавказа включены в CD-альбом "Жертвы политического террора в СССР", изданный усилиями "Мемориала" и Уполномоченного по правам человека в РФ при поддержке партии "Яблоко", Международного фонда им. Д.С. Лихачева и швейцарской программы по развитию и сотрудничеству.
Однако применение этого документа на практике оказалось осложнено многими факторами, в частности продолжающимися по сей день спорами об административной принадлежности ряда территорий, что пока не позволяет считать данный закон исполненным во всех отношениях к народам, подвергшимся в советское время насильственному выселению и другим репрессиям.
Так, не был восстановлен в прежних границах ни один из четырех районов Балкарии, существовавших на момент насильственного выселения балкарцев с их террирорий в 1943 году. После возвращения из ссылки часть балкарцев была расселена в кабардинских районах. В результате объединения балкарских сел с селами, выделенными из районов Кабарды, был образован смешанный Чегемский район с преобладанием кабардинского населения и, соответственно, принадлежностью административной власти кабардинцам, а самые густонаселенные балкарские села Хасанья и Белая Речка были переданы в административное подчинение г.Нальчика вместе с прилегающими к ним обширными земельными угодьями. Эти факторы, вызвавшие резкое неприятие у балкарцев, по сей день остаются источником напряженности в отношениях кабардинского и балкарского народов.
Напряженность в межнациональных отношениях, уходящая корнями в историю насильственного переселения народов и произвольного административного передела исторических территорий, присутствует и в современной Карачаево-Черкесии, где черкесы заявляют об ущемлении их прав по национальному признаку, в частности об отсутствии паритета черкесов с карачаевцами в органах власти. Представителями черкесского народа активнее стала озвучиваться идея создания единой Черкесии на территориях современных Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.
До сих пор не реабилитирован полностью в политическом и территориальном смысле и калмыцкий народ, подвергшийся депортации в декабре 1943 года. "Во время депортации нашим народом были утеряны культурные и духовные ценности, которые находятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Новочеркасска, Ставрополя, Томска, Омск и ряда других городов, - пояснил корреспонденту "Кавказского узла" руководитель Фонда содействия реабилитации репрессированных народов А.Горяев. - Их не собираются возвращать". Кроме того, затягивается процесс возвращения исторических наименований населенным пунктам Калмыкии.