ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Версия о том, что гибель посторонних людей, совершенно случайных пассажиров метро, является местью за убийство лидеров боевиков Кавказа, не верна, заявил корреспонденту "Кавказского узла" лидер Исламского комитета Гейдар Джемаль.
Напомним, что 29 марта произошли взрывы на станциях "Лубянка" и "Парк культуры" в метро Москвы - в 07.56 мск и в 08.40 мск соответственно. По последним данным, в результате 38 человек погибли, 65 ранены.
"Кавказского следа здесь, очевидно, не может быть. Представление о том, что это месть за уход лидеров, может подействовать только на сознание обычного человека с улицы. Население в это верит, потому что оно для себя очень дорого. Но ему невдомек, что для власти, да и для оппозиции, по разным причинам, человек с улицы не представляет собой никакой ценности", - говорит Джемаль.
"И если брать образ действия оппозиции в попытках, скажем, устранения Евкурова, в попытках устранения Кадырова - это всегда мужчина-смертник, который работает по максимально крупным целям. И при этом, если не получается, гибнет достаточно большое количество высокопоставленных офицеров МВД", - отметил Гейдар Джемаль.
"Во время подрыва в метро могли погибнуть и трудовые мигранты, едущие на работу, и низкоквалифицированный персонал - люди, которые не ездят на машинах. Кого это может заинтересовать, кроме постановщиков политических спектаклей, которые делают это с целью повлиять на ход событий в стране?", - задается вопросом лидер Исламского комитета.
"Прежде всего, я бы отметил, что никогда оперативные службы не выдают реальную информацию с места события. Потому что, как правило, эта оперативная информация секретна. Даже если это бытовая ситуация, то обычно такую информацию не дают. А здесь заваливают обилием информации вплоть до того, что на высоте 120 сантиметров располагался источник взрыва и так далее, - подчеркивает Джемаль. - Это говорит о том, что существует некая "заготовка", которая автоматически вбрасывается в общественное сознание. Но по определению, все, что говорят спецслужбы касательно оперативной информации, собранной якобы по горячим следам, не может иметь никакого отношения к реальности".
По словам Джемаля, в России "идет очень жесткая борьба между сторонниками либеральных реформ и силовой партии, и в последнее время очень много было "наездов" на спецслужбы и особенно много на МВД". "С 2003 года МВД подчинено ФСБ по инициативе Путина, и это многим не нравится. И сейчас считается, что именно это подчинение милиции ФСБ сделало ее неэффективной, разложило ее и так далее", - говорит он.
Сопредседатель программы "Религия, общество и безопасность" Московского центра Карнеги Алексей Малашенко считает иначе. Теракты, произошедшие в московском метро, он расценивает как ответ на новый курс российской власти на Северном Кавказе.
"Прислали А.Хлопонина, давайте заниматься экономикой, инвестиции и так далее - вроде забрезжил какой-то свет, - прокомментировал ситуацию Малашенко в интервью РБК-ТВ. - В этой ситуации теракты в Москве - сигнал от террористов: это вы там занимаетесь экономикой, а мы как били и взрывали, так и будем это делать, у нас своя логика, свои интересы, поэтому будем жить параллельно".
Теракты в Москве - сигнал от террористов: это вы там занимаетесь экономикой, а мы как били и взрывали, так и будем это делать, у нас своя логика, свои интересы
Между тем стало известно, что в воскресенье, 28 марта, в московскую милицию позвонила женщина и сообщила, что в метро может произойти взрыв, который готовят жители Чечни. Сотрудники ГУВД с собаками осмотрели станцию "Коньково", но взрывных устройств не обнаружили.
По уточненной информации, оперативно-следственная группа, проводящая расследование взрывов в метро, располагает видеозаписями обоих терактов и точно знает, как выглядели сами террористки и их пособники.
Совет муфтиев России осудил террористические акции в московском метро и заявил: "Экстремизм и терроризм не имеют никакой опоры в Священном Коране и Сунне Пророка. Террорист не может быть мусульманином, а мусульманин не может быть террористом".
Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин также прокомментировал сообщения ряда СМИ, в которых исполнительниц терактов в московском метрополитене называют "шахидками", заявив, что террористы-смертники не могут называться "шахидами". "Подобные высказывания, когда высоко чтимое мусульманами слово, обозначающее человека, погибшего в справедливой войне с агрессорами, защищая Ислам, присваивается убийцам, могут расцениваться как подстрекательство молодежи к подобным акциям", - подчеркнул он.
С осуждением терроризма и соболезнованиями в адрес семей погибших выступили также лидеры десятков стран мира, руководители европейских институтов демократии, представители международных организаций.