ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Адвокаты осужденных за перевозку взрывчатки для подрыва "Невского экспресса" в 2007 году намерены обжаловать обвинительный приговор и обращаться в Европейский суд по правам человека. А родственники осужденных отмечают, что сам по себе процесс и судебный приговор, абсурдны, а задержание обвиняемых было больше похоже на похищение и разбой.
Напомним, Верховный суд России 31 марта отклонил жалобу защиты осужденных жителей Ингушетии Саламбека Дзахкиева и Макшарипа Хидриева по делу о первом подрыве "Невского экспресса" в 2007 году, признав законным вынесенный ранее по делу приговор Новгородского областного суда, согласно которому Дзахкиев и Хидриев были оправданы по статье "терроризм". Однако суд признал их виновными в незаконном обороте взрывчатки. При этом, согласно приговору, Саламбек Дзахкиев получил 10 лет лишения свободы, а Макшарип Хидриев - четыре года.
Родственники Хидриева: Макшарип "сидит ни за что, ни про что"
Жена старшего брата осужденного Хидриева, Жаридат, считает, что сам по себе процесс и судебный приговор абсурдны, а задержание обвиняемых было больше похоже на похищение и разбой. "Мы предоставили все доказательства непричастности Макшарипа к этому делу, но суд не принял их во внимание. Экажево – маленькое село, все друг друга знают. Макшарип работал механиком неподалеку от дома, строил мост через речку. Мы собрали около ста подписей односельчан, что его действительно в тот день видели на работе", - рассказывает Жаридат Хидриева корреспонденту "Кавказского узла".
Она отмечает, что его арестовали 23 октября 2007 года. "Утром домой ворвались неизвестные силовики в масках, касках, броне, в камуфляже, на машинах без номеров. С автоматами врывались в спальни, во все комнаты. Зарему, жену младшего брата, как живой щит использовали. Наставили автомат и с ней по дому ходили. Мы говорили об этом на суде, в разные структуры власти письма посылали, но так и не дождались помощи ни от кого", - отмечает женщина.
В тот день, по ее словам, увезли двух братьев - Макшарипа и Алихана Хидриевых. "Мы не знали, куда их увезли и для чего. Нам ничего не объяснили. У него пятеро детей малолетних, старый 90-летний отец. Трое суток не было никаких новостей, хотя мы обращались и в милицию, и в другие инстанции. Только по телевизору мы услышали через несколько дней, что наши родные, оказывается, обвиняются в организации теракта. Спустя полгода Алихана отпустили. Наверно, просто потому, что у него уже было очень плохое физическое состояние", - рассказывает собеседница.
Она уверена, что Макшарип Хидриев "сидит ни за что ни про что". "Ведь не мог же он в двух местах одновременно находиться, чтобы перевозить эту взрывчатку", - говорит Жаридат.
Она добавляет, что следствие отводило адвокатов, назначало своих. "Было много нарушений закона со стороны следователей. Потом нам все-таки удалось вернуть в дело наших адвокатов", - говорит женщина
Саламбека Дзахкиева, по словам родственников, Хидриев не знал, пока они не стали обвиняемыми по одному делу.
Адвокат: ближе Страсбурга правосудия не найти
Адвокат одного из осужденных, Макшарипа Хидриева, Мурат Юнусов сообщил, что сейчас приговор считается вступившим в законную силу. "Нам пока прочли мотивировочную часть. Результативную, думаю, мы получим позже. На суде была доказана непричастность обвиняемых, есть алиби. Приговор не соответствует фактическим обстоятельствам дела", - заявил Мурат Юнусов корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, приговор неправомерен, поскольку основан на недопустимых доказательствах, полученных в ходе предварительного расследования. "Было совершено много процессуальных нарушений. Опознание было проведено незаконно. Показания тех, кто подтверждал причастность Хидриева, не согласуются между собой", - рассказывает адвокат.
Осужденные сейчас находятся в следственном изоляторе города Великий Новгород. Когда СИЗО получит из суда определение, их должны будут отправить в места отбытия наказания. Они должны отбывать наказание по закону либо в том регионе, где проживают, либо в том, где они были осуждены.
Адвокат, однако, отмечает, что далеко не всегда этот порядок соблюдается, и еще неизвестно, куда отправят отбывать наказание Хидриева и Дзахкиева.
Также адвокат Юнусов прокомментировал дело о подрыве "Невского экспресса" в 2009 году. Он отмечает, что некоторые из тех, кого обвинили в подрыве поезда "Невский экспресс" в 2009 году, оказались убитыми в ходе спецоперации в селе Экажево 2 марта.
"Тут следствие поступило более "мудро". Нет основания опасаться, что в отношении убитых будет суд, жалобы. Следствие говорит: это не глухарь, мы раскрыли дело. Однако лица, которым должны быть предъявлены обвинения, уже убиты. Просто в 2007 году следователи, видимо, не догадались кого-то из убитых "подогнать" под этот поезд. Теперь только в Страсбурге мы надеемся найти справедливость. В течение полугода подадим заявление", - заявил адвокат.
Адвокат Саламбека Дзахкиева Тамара Азарова согласна с коллегой, что ближе Страсбурга правосудия их подзащитным не найти. "Верховный суд оставил в силе приговор Новгородского областного. Мы, конечно, будем подавать надзорную жалобу в этот же Верховный суд, но смысла особого нет. Впервые в моей практике человека осудили без наличия уголовного дела", - рассказывает адвокат.
"Четыре года Дзахкиеву дали якобы за перевозку взрывчатки вместе с Хидриевым, а еще девять лет - за разбой в Саранске. Там в 2003 году было заведено уголовное дело, но мы его даже не видели. Нам его не передавали. Возможно, по нему уже кто-то осужден. Мы просили суд обязать обвинение представить материалы того дела в судебном заседании, но наша просьба не была удовлетворена", - отмечает Тамара Азарова.
Она напоминает, что в ходе суда и Дзахкиева, и Хидриева оправдали по 205-й статье УК РФ ("терроризм"). "Оставили перевозку взрывчатки из Москвы в Малую Вишеру. Хотя уже в суде было установлено, что в тот момент, когда взрывчатка была привезена, Дзахкиев находился в Самарской области. Родом он из Малгобекского района Ингушетии. Кстати, он не религиозный человек, а вполне светский, поэтому его трудно связать с какими-то радикальными действиями. Он бизнесмен, причем у него много друзей среди русских, которые подтверждали его алиби. На основании этих показаний его и оправдали по статье "Терроризм"", - говорит адвокат.
Азарова отмечает, что и Дзахкиев, и Хидриев проходили проверку на детекторе лжи. В ходе этой проверки было подтверждено, что они не имеют никакого отношения к перевозке оружия. "Однако, следственный комитет не счел нужным принять во внимание эти экспертизы. Нам написали, что произошел сбой в компьютерной системе, и эти данные утеряны. Естественно, их можно было получить снова, но нам отказали. Результаты экспертизы были невыгодны прокурорам. Они итак знают, что наши подзащитные невиновны", - рассказывает Азарова.
Она отмечает еще один "интересный момент". По словам адвоката, обвинительное заключение перед передачей дела в суд должна была утвердить Генпрокуратура России, но она этого не сделала за отсутствием достаточных доказательств. "Дело снова ушло в Новгородскую область. А там его утвердили местная прокуратура. Это, по-моему, невообразимо в цивилизованном государстве: что надзирающий орган не утверждает обвинение, а низшая инстанция делает все наоборот и суд, по сути дела, идет наперекор прокуратуре", - говорит Азарова.
Тем временем продолжают оставаться за решеткой в СИЗО подмосковного Солнечногорска уроженцы чеченского города Шали Юнус и Мурат Амирхановы, задержанные вначале в качестве подозреваемых по делу о подрыве "Невского экспресса". Однако, позже им, по словам адвоката Нодара Дуишвили, были подброшены наркотики.
Обвинения Юнусу и Мурату Амирхановым предъявлено по 228 статье УК. "На допросе у Амирхановых спрашивали, не ездили ли они в Тверь в октябре или ноябре 2009 года, но придраться в этом смысле было не к чему, и тогда милиция, чтобы не отпускать так "удачно" задержанных чеченцев, подбросила им гашиш", - сообщил Дуишвили.
В пресс-службе главного следственного комитета при новгородской прокуратуре дело комментировать отказались, послав корреспондента "Кавказского узла" в главный следственный комитет РФ. Там, однако, заявив о чрезвычайной важности дела, потребовали письменный запрос.
Напомним, что подсудимые 11 января в ходе судебного заседания заявили о своей невиновности. Ранее Хидриев признал свою вину в подготовке теракта, но правозащитники указывали на то, что очевидцы свидетельствовали об алиби Хидриева. По мнению защиты, признания Хидриева были получены путем физического и морального давления на обвиняемого. Сами обвиняемые также заявляли журналистам о давлении со стороны следствия.
Как сообщал "Кавказский узел, крушение поезда номер 166 сообщением Москва-Санкт-Петербург ("Невский экспресс") произошло 13 августа 2007 года на перегоне Бурга-Малая Вишера Октябрьской железной дороги. С рельсов сошли электровоз и 12 вагонов. В поезде были 217 пассажиров. В результате аварии пострадали 60 пассажиров, более 30 были госпитализированы. Ущерб, нанесенный РЖД от взрыва превысил 236 млн рублей.
Имена большинства организаторов подрыва до сих пор остаются тайной. Однако следствие уверено, что среди них точно есть Павел Косолапов (его же подозревают в причастности ко второму подрыву "Невского экспресса", произошедшему осенью 2009 года). Именно он изготовил взрывное устройство, которое Хидриев и Дзахкиев доставили в Маловишерский район, где и произошел взрыв, считает следствие. При этом следователи считают, что эти террористы могут быть связаны с известным чеченским экстремистом Докку Умаровым.
Отметим, что 27 ноября 2009 года произошло второе крушение поезда "Невский экспресс" - недалеко от станции Бологое. В результате взрыва с рельсов сошли три последних вагона. Известно о 28 погибших. ОАО "Российские железные дороги" оценивает ущерб от этого взрыва в 180 млн рублей. В начале декабря по подозрению в теракте были задержаны уроженцы Чечни и Азербайджана. В настоящее время в московском СИЗО находятся десять предполагаемых сообщников исполнителей теракта, задержанных в ходе спецоперации 2-3 марта в селе Экажево в Ингушетии. Никто из них не признает своей вины. 31 марта Следственный комитет при прокуратуре РФ предъявил обвинения в терроризме 11 уроженцам Ингушетии. В правоохранительных органах не исключают, что подрывы "Невского экспресса" в 2007 и 2009 годах могут быть связаны между собой.