ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
После терактов в московском метро 29 марта в российском обществе начали говорить об идее наказывать родителей террористов. Сторонники этой идеи полагают, что семья отвечает за деяния человека, оппоненты же уверены, что невиновные в преступлении наказываться не должны.
Напомним, утром 29 марта произошли два взрыва на станциях Московского метрополитена "Лубянка" и "Парк культуры" Сокольнической линии. По последним данным, погибли 40 человек, ранения различной степени тяжести получили еще 95 человек. Теракты осуществили террористки-смертницы.
Сторонники идеи: семья должна отвечать за деяния человека, решившего стать боевиком
Вопрос о наказании родителей террористов за то, что "воспитали" таких детей, был поднят несколько дней назад в программе "Адвокатский час" на радиостанции "Говорит Москва". С предложением к слушателям высказаться по этой теме выступил главный редактор информационно-правового портала "Закония.ру", адвокат Рубен Маркарьян.
Как сообщает портал, большинство участников эфира поддержали мнение одного из слушателей о том, что вся семья должна отвечать за деяния человека, решившего стать боевиком, поскольку закон ислама гласит, что дети несут ответственность за деяния своих родителей. Слушатели вспомнили уникальный израильский опыт борьбы с терроризмом, когда семья участника теракта выселяется из родного дома, а само строение бульдозером сравнивается с землей. Если шахидов не пугает собственная гибель, то угроза его родным может охладить "горячую кровь", предположили участники эфира, пишет "NEWSru.com".
Параллельно с радиопрограммой участники делились мнениями по теме в блогах портала. Так, заместитель председателя правительства Московской области Роман Агапов согласился, что "дом террориста должен сравняться с землей".
Главред "Законии.ру" Рубен Маркарьян со своей стороны сказал, что не видит ничего страшного в возбуждении уголовного дела в отношении родителей террориста. "Я не предлагаю сажать родителей смертника, я предлагаю разобраться - не способствовали ли они своим воспитанием становлению личности преступника. Ответственность предлагается не за то, что чадо совершило, а за ненадлежащее воспитание, повлекшее тяжкие последствия. Суд разберется, и если родители не стали косвенно пособниками трагических событий, обвинение будет снято. Как еще научить людей задумываться, кому они помогают: дорогому родственнику или убийце?" - заявил адвокат в эфире.
Одно из самых радикальных мнений высказала заместитель главного редактора "Законии.ру", действительный государственный советник юстиции третьего класса Наталья Слюсарь. Она считает, что судьбу родственников боевиков можно отдать в руки соседей - тех, кто живут с ними в одном населенном пункте.
"В законе о профилактике преступности предусмотрена гражданская ответственность родственников, которые принимали участие в воспитании детей-террористов, чтобы предупредить последующие преступления. Это, скажем, товарищеские суды над родителями боевиков. Поскольку их действия обычно групповые и нередко семейные, пусть сами односельчане осудят родню террориста, вынесут приговор и, к примеру, выселят этих родственников из своего села", - пишет Наталья Слюсарь.
"У нас есть "советский" опыт, когда с теплого Кавказа семья преступника дружно летела куда-нибудь в Магадан на вредное производство. Еще есть публикации в СМИ. И, конечно, нужна материальная ответственность. Родители должны разделить возмещение финансового ущерба потерпевшим при теракте вместе с его основным участником. В случае, если будет доказана их вина", - заключила заместитель главреда.
Противники коллективной уголовной ответственности родственников террористов: невиновный сидеть не должен
В ходе дискуссии было много и несогласных с позицией о наказании родителей террористов за "неправильное воспитание". Виктор Блажеев, профессор, специалист в области гражданского процессуального права, ректор Московской государственной юридической академии им. Кутафина в своем блоге на портале высказался категорически против введения ответственности родственников за деяния боевика. "Эту ответственность несет только тот, кто совершает преступление. К чему замыкать круг и требовать коллективной уголовной ответственности? Окружение невиновно, если оно никого не убивало", - написал профессор.
Согласна с таким подходом к вопросу и доктор юридических наук, профессор, заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, генерал-майор Татьяна Москалькова. Она напомнила формулу "отец не отвечает за сына".
К "несогласным" присоединился посол доброй воли ЮНЕСКО, президент Всемирного армянского конгресса, президент Союза армян России, член комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным отношениям и свободе совести Ара Абрамян: "Отвечать за другого? Тогда надо судить и само государство, ведь оно тоже воспитывает своих граждан, судить детский сад, школу, завод и т.д. Террору нет прощения. Но все же невиновный сидеть не должен. Сейчас не стоит торопиться с эмоциями, наказаниями, давайте усилим контроль со стороны государства над воспитанием в семье, а потом уже с родителей начнем спрашивать".
Близких террористов давно наказывают в Чечне, говорят наблюдатели
Отметим, что президент России Дмитрий Медведев во время встречи с руководством думских партий 5 апреля предложил ужесточить уголовную ответственность для пособников террористов.
"По террористическим преступлениям нужно создать такую модель, когда любой, кто помогает - не важно, чем он занимается: суп варит или одежду стирает, - он уже не просто преступник, а он совершил законченный состав преступления. При совершении таких преступлений никакого снисхождения в зависимости от распределения ролей, кто там бегает с берданкой какой-нибудь, а кто суп варит, быть не должно", - цитирует слова Медведева "Российская газета".
Ранее представители ряда неправительственных организаций Чечни говорили о том, что родных и близких террористов-смертников, взрывавших себя в республике в прошлом году, могут ожидать карательно-репрессивные акции.
После того, как в конце июля в Грозном взорвался террорист-смертник, дом его матери был сожжен, а она сама и еще несколько близких родственников того парня, пропали, рассказал ранее местный правозащитник корреспонденту "Кавказского узла", по словам которого, силовые структуры открыто используют принцип коллективной ответственности в отношении родственников боевиков.
Жители Чечни утверждают, что тактика борьбы силовых структур с подозреваемыми в участии в незаконных в вооруженном подполье в республике не меняется: в арсенале задействованных средств - давление на родственников, угрозы в их адрес, поджоги домов.
Практика уничтожения домов родственников участников вооруженных формирований, а также запрет проводить поминки по убитым боевикам, применяются чеченскими властями уже несколько лет, и являются одними из способов, которыми президент республики Рамзан Кадыров хочет лишить вооруженное подполье поддержки населения. Он неоднократно заявлял, что родственники участников вооруженных формирований должны нести ответственность за их действия.
О фактах подобного рода и росте похищений людей в Чечне, незадолго до своей гибели открыто говорила известная чеченская правозащитница Наталья Эстемирова, похищенная и убитая 15 июля текущего года.
Факт сожжения домов родственников боевиков в Чечне ранее был признан Human Rights Watch. Сообщал об этом и Правозащитный центр «Мемориал», отмечая, что поджоги совершаются с одобрения властей Чечни.