ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Обвиняемые в возбуждение ненависти в отношении силовых структур России бурятские журналистки газеты "Свободное дело", написавшие о депортации кавказских народов 1944 года, отправили жалобу в Европейский суд по правам человека.
Напомним, что 23 февраля 2009 года в Улан-Удэ около 6 часов утра по местному времени милиция задержала активисток Демократического союза Надежду Низовкину и Татьяну Стецуру, которые расклеивали листовки с обращением, посвященным 65-летней годовщине депортации народов Северного Кавказа.
Активистки провели в СИЗО около 10 часов, после чего они были выпущены на свободу. Как сообщила Надежда Низовкина, сотрудники милиции не усмотрели в их действиях признаков административного правонарушения.
Девушек задержали на главной городской улице - улице Ленина. Всего в разных частях города было расклеено около 200 листовок, озаглавленных: "23 февраля - день тра-ура! День жертв защитников Отечества!".
Авторы обращения выступили против нынешних репрессий, которым подвергаются мусульмане. "В нашей листовке мы написали о трагедии чеченского и других народов, вину за которые несут эти самые "защитники Отечества", - рассказала Низовкина. - Мы перечислили и другие даты, связанные со вторжением войск нашей страны в Афганистан, Чехословакию, Чечню".
В распространяемой листовке, в частности, отмечалось, что 23 февраля исполнилось ровно 65 лет сталинской депортации чеченского народа. В 1944 году в те дни за пределы родины были высланы ингуши, крымские татары, калмыки, немцы, финны, латыши, литовцы, поляки, болгары, армяне, турки, курды - 3 млн. 333 тысячи человек. Многие из высланных погибли, поэтому авторы листовки 23 февраля считают "Праздником геноцида".
«Листовка была посвящена не только этому, но еще и в целом тому, что существует преемственность силовой политики: как тогда осуществлялись репрессии по национальному признаку, так они и сейчас осуществляются. И поэтому оправдывать здесь нечего. В частности, этот праздник был назван праздником геноцида. Днем жертв защитников Отечества, а не Днем защитников», - рассказала корреспонденту «Кавказского узла» Татьяна Стецура.
23 апреля 2009 года против журналисток было возбуждено уголовное дело по 282 статье УК РФ (об экстремизме). По словам Стецуры, изначально журналисткам инкриминировались оскорбление и ненависть к трем социальным группам - армии, милиции и следственным органам. Позже в дело были включены две опубликованные статьи журналисток, одна из которых была посвящена политзаключенному бурятскому имаму Бахтияру Умарову (статья "Задержаны на акции в защиту мусульман", "Свободное слово" номер 159 февраль-март 2009 г.).
«Его стали преследовать после того, как он открыто выступил на российском телеканале РТР в передаче «Мусульмане России» и рассказал о строительстве мечети. А через месяц неожиданно оказалось, что он находится в розыске, якобы его разыскивает Узбекистан, и его признали преступником и депортировали», - рассказала Стецура.
Она сообщила, что в День прав человека, 10 декабря журналистки устраивали одиночный пикет против этого. «Нас тогда забрали в милицию, изъяли обращение в его защиту, которое подписывалось уже в то время на многих правозащитных и исламских сайтах людьми, которые его поддержали», - отметила Стецура. По ее словам, бурятского имама поддерживали известные правозащитники, как мусульманские, так и светские.
Вторая статья была про журналистку Елену Маглеванную, которая писала про пытки чеченцев в российских тюрьмах, а впоследствии эмигрировала (статья "Как меня судили: репортаж участника событий", "Свободное слово" номер 160, март-апрель 2009 г.). «Когда начались судебные разбирательства против нее, мы тоже выходили на пикет и тоже писали статью. Она журналист «Свободного слова», так же, как и мы. Этот текст нам тоже «пришили» к делу», - рассказывает Татьяна Стецура.
По делу журналисток проводятся экспертизы
По словам Стецуры, своими статьями, согласно материалам обвинения, журналистки якобы нанесли серьезный урон репутации УФСИН.
«Поэтому нам вменяют оскорбление социальных групп: армия, милиция, следственные органы, ФСБ и УФСИН. По нашему делу уже проведены две экспертизы, назначена третья. Две экспертизы - это психолого-лингвистическая, в ней сделан акцент в психологическом плане на нас как авторов и как личностей, а лингвистическая часть очень слабая», - сказала Стецура и сообщила, что для более весомого обоснования в лингвистической части дело направлено в уральскую лабораторию.
Сотрудники же Забайкальской лаборатории судебной экспертизы, психолог Юлия Малинина и лингвист из БГУ Галина Судоплатова нашли в статьях Низовкиной и Стецуры «вербальный экстремизм». Согласно их заключению, тексты журналисток «отличаются крайне плохим языком и стилем... высказывания носят сумбурный, несуразный характер на грани немотивированной истерии». По мнению экспертов, Низовкина и Стецура характеризуются «незрелостью личности, установочным поведением... внушаемостью и лживостью, низким общим уровнем социального интеллекта», а их «совестливость снижена до патологического порога», сообщает сайт «Коллективное действие».
Третья – социологическая - экспертиза, должна выявить, являются ли определенные социальные группы, оскорбление которых инкриминируется фигуранткам дела, таковыми.
Журналистки готовят жалобы в Конституционных суд РФ и ЕСПЧ
По словам Татьяны Стецуры, сейчас журналистки собираются подавать жалобу в Конституционный суд по поводу 282 статьи и определения «социальных групп», так как являются категорическими противниками этой статьи, преследующей, по их мнению, именно за идеологические взгляды.
Однако жалоба, как сказала Стецура, касается «не только этой статьи, но и в целом преследования свободы слова». «Речь идет о целом комплексе законодательства, который направлен на наказание за убеждения, за выражение своего мнения, и за активную гражданскую позицию», - рассказывает Татьяна Стецура.
Ее коллега Надежда Низовкина сообщила, что на прошлой неделе журналистки также отправили предварительную жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), окончательная жалоба будет направлена уже после решения суда.
В настоящее время обе журналистки находятся в Москве. 31 марта они приняли участие в акции оппозиции на Триумфальной площади в Москве, где стояли с плакатами, сообщающими о причастности ФСБ к взрывам в московском метро.
«Татьяна успела выступить, я не успела. Татьяну задержала милиция, а на нас набросились какие-то представители молодежных провластных движений, плакаты были разорваны. Татьяну продержали в милиции до ночи, после отпустили», - рассказала корреспонденту «Кавказского узла» Надежда Низовкина.
В связи с тем, что, приехав в Москву из Улан-Удэ, журналистки нарушили подписку о невыезде, они опасаются изменения меры пресечения. Как сообщила Стецура, когда журналистки выезжали в Москву, факт их отъезда фиксировала целая группа представителей местного МВД.
«Мы решили все-таки нарушить подписку о невыезде, потому что знали, что, если мы будем просить, подавать ходатайства, нам скорей всего откажут, потому что массовые нарушения в нашем деле уже очевидны, и тут с нами тоже бы не стали церемониться. Ведь были и массовые задержания после пикетов, после того, как было возбуждено дело. Поэтому надежды на то, что нам чем-то помогут, у нас не было», - сказала она.
Борис Тимошенко: Статья 282 УК РФ - новый способ давления на СМИ
Эксперт, руководитель службы мониторинга Фонда защиты гласности Борис Тимошенко сказал корреспонденту «Кавказского узла», что случай с журналистами «Свободного слова» - пример еще одного способа давления на СМИ и журналистов.
По его словам, раньше наиболее «популярной» уголовной статьей, применяемой против журналистов, была статья 129 УК РФ (клевета). Затем достаточно активно использовалась статья 163 УК РФ (вымогательство). «Однако обе статьи, видимо, оказались недостаточно «технологичны», слишком много проблем они создавали обвинителям – в первом случае практически невозможно доказать умысел. С вымогательством тоже не все просто», - отметил эксперт.
«И вот на смену им пришла надежная 282-я статья УК РФ о возбуждении вражды и розни, применять которую достаточно просто. Почти любое неосторожное высказывание или просто критическое замечание может стать основанием для уголовного преследования по этой статье, и в последнее время она применяется все чаще, что не может не вызывать беспокойства. Похоже, оппоненты нашли еще один способ давления на СМИ и журналистов», - заявил Борис Тимошенко корреспонденту «Кавказского узла».
В настоящий момент Низовкиной и Стецуре грозит два года лишения свободы. Если обвинение будет переквалифицировано на статью 280 УК (публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации), то им может грозить до 5 лет, пишет сайт «Коллективное действие».
Напомним, 23 февраля 2009 года в Москве и Санкт-Петербурге прошли траурные митинги, посвященные памяти погибших и пострадавших от сталинской депортации чеченского и ингушского народов, о которой писали журналистки.
Депортация вайнахов началась 23 февраля 1944 года. Тогда практически все население ЧИ АССР было вывезено в Казахстан и Среднюю Азию по обвинению в пособничестве гитлеровцам.
По данным Международного общества "Мемориал", в 1943-44 годах из Чечни и Ингушетии было вывезено 485 000 человек. По иным данным, число депортированных вайнахов составило более 650 тысяч человек. Такими данными, в частности, оперирует историк Н.Ф. Бугай (Институт российской истории РАН) в статье "Правда о депортации чеченского и ингушского народов", опубликованной в сборнике "Вопросы истории" (1990, №7).
Сведения о жертвах политрепрессий из числа ингушей, чеченцев и других народностей Северного Кавказа включены в CD-альбом "Жертвы политического террора в СССР", изданный усилиями "Мемориала" и Уполномоченного по правам человека в РФ при поддержке партии "Яблоко", Международного фонда им. Д.С. Лихачева и швейцарской программы по развитию и сотрудничеству.