ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению жалобу 65-летней нальчанки Марии Фанзиевой. В письме суда, адресованном ей, сообщается, что "жалоба подходит для того, чтобы право на ее приемлемость и обстоятельства дела по существу были рассмотрены в одно и то же время в соответствии со статьей 29, параграфа 3 Конвенции".
В соответствии с правилом Европейского суда №54 суд может "незамедлительно принять судебное решение". Далее автору жалобы сообщается, что правительству России предложено подать письменные замечания к 4 июню 2010 года, а также "к указанному сроку обозначить свою позицию относительно мирного урегулирования этого дела".
Факты, о которых идет речь в жалобе Фанзиевой, касаются смерти ее дочери.
26 мая 2007 года на рынке "Стрелка" в Нальчике 34-летнюю дочь Фанзиевой заподозрили в воровстве. Она была задержана и доставлена в 3-й ОВД. В милицейском участке задержанная, по версии следствия, выбросилась из окна и погибла. Однако Фанзиева не верит в самоубийство и считает, что ее дочь была выброшена из окна.
"Исходя из слов заявителя, ее дочь не имела склонности к суициду; она имела трех несовершеннолетних детей и хорошую квартиру в недавно построенном доме",- говорится в Первом разделе жалобы "Мария Фанзиева против России".
Далее в письме говорится о следственно-судебных перипетиях этого дела.
17 июня 2007 года следователь прокуратуры Нальчика отказал в возбуждении уголовного дела по факту смерти дочери Фанзиевой в связи с отсутствием события преступления. 20 июня данное постановление было отменено заместителем прокурора Нальчика и материалы были направлены на проведение дополнительной проверки.
27 июля 2007 года прокуратура республики возбудила уголовное дело по факту "превышения должностных полномочий сотрудником милиции", однако личность милиционера не была установлена.
В феврале 2008 года судебное разбирательство было временно приостановлено. 23 июня 2008 года Нальчикский городской суд признал действия следственных органов незаконными по причине того, что следствие не обеспечило заявителя копией определенных процессуальных постановлений.
Европейский суд предлагает Стороне в договоре ответить на вопросы: имел ли заявитель "основание на жалобу в соответствии со статьей 3 Конвенции относительно установленного плохого обращения с ее дочерью и по причине ее собственных страданий относительно вышеупомянутых событий"; была ли дочь заявителя подвергнута "унизительному обращению в милицейском участке"; было ли нарушено право на жизнь дочери заявителя, гарантированное статьей 2 Конвенции; были ли в милицейском участке обязаны "принять меры по предотвращению самоубийства"; и имел ли заявитель в своем распоряжении эффективные средства правовой защиты своих прав в соответствии со статьей 13 Конвенции.
Комментируя данный факт, адвокат Ильяс Тимишев, представляющий интересы Фанзиевой, отметил, что за десять лет его практики сотрудничества с Европейским судом он впервые является свидетелем столь оперативного реагирования суда на жалобу.
"Далеко не каждая жалоба принимается в ЕСПЧ, - говорит адвокат, - и, даже если принимается, рассмотрения приходится ждать годами. В данном случае факт настолько вопиющий, что судом ему придан статус первоочередности".
Напомним, что ранее Европейский суд по правам человека рассмотрел ряд жалоб адвоката Ильяса Тимишева, уроженца Чеченской Республики, в настоящее время проживающего в Кабардино-Балкарии и удовлетворил их.
Суть жалобы "Ильяс Тимишев против России" была в том, что служба судебных приставов Кабардино-Балкарии на протяжении трех лет не исполняла решение Нальчикского горсуда о взыскании с Министерства социальной защиты населения КБР ежемесячных пособий на детей Тимишева Ильяса. В качестве компенсации морального ущерба Тимишеву присуждено 1800 евро, в качестве оплаты за судебные расходы и издержки 800 евро.
Добавим, что на рассмотрении в Европейском суде уже более пяти лет находится жалоба нескольких родителей погибших во время нападения на Нальчик 13 октября 2005 года боевиков, по факту невыдачи их тел для захоронения.