ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Закон "О реабилитации жертв политических репрессий" принял 30 апреля Парламент Абхазии в окончательном чтении. Целью закона, по словам председателя комитета по законодательству Владимира Начача, является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Абхазии с 19 февраля 1931 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.
В соответствии с законом, как передает корреспондент "Кавказского узла", пострадавшими от политических репрессий признаются дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.
Реабилитации по закону подлежат лица, осужденные за государственные и иные преступления; те, кто подвергся уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ-ОГПУ, УНКВД – НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, "особых совещаний", "двоек", "троек" и иных органов, осуществлявших судебные органы; подвергшиеся ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлеченные к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД" и иным ограничениям прав и свобод.
Реабилитируются также лица, необоснованно помещенные по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение, признанные социально опасными по политическим мотивам и подвергнутые лишению свободы, ссылке без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления.
В то же время реабилитации не подлежат лица, обоснованно осужденные судами, в делах которых имеются достаточные доказательства по обвинению в измене Родине в форме шпионажа, в выдаче военной или государственной тайны, переходе на сторону врага, шпионаже, террористическом акте, диверсии.
Также не подлежат реабилитации лица, совершившие насилие в отношении гражданского населения и военнопленных, пособничавшие изменникам Родины и фашистским оккупантам во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг.
Лица, организовывавшие бандформирования, совершавшие убийства, грабежи и другие насильственные действия, а также военные преступления, преступления против мира, против человечности и против правосудия, также не подлежат реабилитации, в соответствии с принятым сегодня законом.
Закон парламентарии направили президенту для подписания.
По словам председателя комитета по законодательству Владимира Начача, этот документ в обществе ждали давно. "В законе представлен минимальный перечень различных льгот, который государство в силах оказать репрессированным и их семьям, - сказал депутат. - Есть люди, которые давно ждут принятия этого закона. Ждут не пособий, льгот и материальной помощи, им важна морально-нравственная сторона реабилитации".
В Абхазии считают началом широкомасштабных репрессий дату смерти Нестора Лакоба
1 мая в Абхазии отмечают 117-летие со дня рождения Нестора Лакоба – видного государственного деятеля Абхазии, председателя Центрального Исполнительного Комитета Абхазии (1930—1936). В декабре 1936 г. Лакоба был отравлен Лаврентием Берией в Тбилиси, после чего был объявлен врагом народа. В Абхазии дату смерти Лакоба считают началом широкомасштабных репрессий в республике.
После этого был арестован, а затем расстрелян брат Нестора Михаил (зам. наркома внутренних дел Абхазии). Вскоре были репрессированы супруга Нестора Лакоба - Сария и их четырнадцатилетний сын Рауф, а также все близкие родственники Нестора и Сарии. Сарию замучили во время допросов. Рауф был расстрелян в 1940 г.
Супруге брата Сарии Лакоба Адиле Аббас-оглы, также репрессированной и сосланной, 23 апреля исполнилось 90 лет. В Абхазии Аббас-оглы называют живой историей сталинских репрессий.
"Книга Адиле Аббас-оглы "Моя Абхазия – моя судьба", впервые выпущенная в свет в 2005 году, вызвала большой интерес читателей, разошлась в кратчайшие сроки и уже успела стать библиографической редкостью, - пишет кандидат исторических наук В. Наумов. – Бесхитростные, яркие и достоверные воспоминания жертвы произвола сталинской эпохи в последнее время вызвали заметный интерес за рубежом: в середине 2008 года книга была опубликована в Стамбуле в переводе на турецкий язык; подготовлено венгерское издание мемуаров, предполагается опубликовать их также в Англии, Франции, Германии и Италии".
В 2009 году в Московском издательстве АСТ появилось второе издание книги, дополненное документами и неизвестными ранее фотографиями.
Книга значительно шире, чем простой рассказ о пережитом, основанный только на личных впечатлениях. Адиле Аббас-оглы, историк по образованию, привлекла массу дополнительных сведений и сумела органически вплести их в ткань захватывающего драматического повествования.
Как сообщал "Кавказский узел", ежегодно в Абхазии 30 октября отмечают День памяти жертв сталинских репрессий. По словам историков, в Абхазии репрессии 30-40-х годов ХХ столетия коснулись тысячи человек, в первую очередь интеллигенцию и политическую элиту.
Как отмечает историк Станислав Лакоба, по решению партийной конференции в Абхазии в мае 1937 года был признан целесообразным перевод абхазского алфавита с латинского на грузинскую основу. "К этому делу были привлечены видные грузинские учёные, а также известные деятели абхазской культуры. Алфавит, созданный комиссией, был утверждён ЦИК Абхазии в 1938 г., в том же году издан учебник "Грузинский язык для абхазских школ (первый год обучения)", - пояснил Лакоба.
Культ личности Сталина, по словам историка, нанёс огромный ущерб экономическому и культурному развитию Абхазии. "Люди, подобные Берии и их ставленникам, насаждали порочные нравы и методы - карьеризм, грубейшее нарушение демократии и законности, массовые репрессии, зажим критики, игнорирование коллегиальности в работе, а главное для Абхазии - искривление национальной политики, попрание прав абхазского народа", - отметил историк.
По словам Лакобы, необоснованные перемещения кадров местного и высшего звена происходили параллельно с репрессиями. Так, 2 ноября 1937 г. из состава членов Президиума ЦИК Абхазии было исключено 9 человек, а из членов ЦИК - 19 человек, в большинстве своём абхазов. Основные мотивы - "контрреволюционность, двурушничество и враги народа".
В Абхазии только по так называемым делам "О контрреволюционной диверсионно-вредительской, террористическо-повстанческой, шпионской организации Абхазии" с июля 1937 по октябрь 1938 года (т.е. за год и четыре месяца) было репрессировано 2186 человек, из которых 754 расстреляны.
По показательному "делу 13-ти" в Сухуме в октябре-ноябре 1937 г. проходил открытый судебный процесс (В. Ладария, В. Лакоба, М. Лакоба, М. Чалмаз, К. Инал-ипа, Д. Джергения, М. Кишмария, П. Сейсян, А. Энгелов, С. Туркия и др.). Этих известных в народе людей приговорили к расстрелу. Все они якобы являлись "агентами иностранной разведки", "убийцами" и т.д. Процессы вершили новые органы правосудия, так называемые "тройки", созданные по инициативе Сталина в 1934 г.
Напомним, в августе прошлого года в Сухуме впервые прошла фотовыставка, посвященная памяти жертв сталинских репрессий в Абхазии. Автор проекта - старший научный сотрудник Абхазского государственного музея Диана Ахба. В Сухуме уже определено место для памятника жертвам репрессий - на пересечении улиц Набережная махаджиров и Званба. Уже есть эскиз памятника, одобренный Госстроем Абхазии.
Международное общество "Мемориал", стремящееся сохранить память о жертвах политических репрессий и помочь людям восстановить историю их семей, начало в 1998 г. работу по созданию единой базы данных по жертвам политического террора.