13:04 / 19.05.2010Александр Черкасов: "Сами методы "контртеррора" воспроизводят терроризм"

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Текст, подготовленный для выступления члена правления общества "Мемориал" Александра Черкасова на встрече лидеров правозащитных организаций Северного Кавказа с президентом России Дмитрием Медведевым и его полномочным представителем в Северо-Кавказском федеральном округе Александром Хлопониным 19 мая 2010 года. Мероприятие подготовлено Советом при президенте России по содействию развитию института гражданского общества и правам человека под руководством Эллы Памфиловой.

Александру Черкасову не удалось выступить на встрече, но материалы его выступления были переданы президенту.

*   *   *

Уважаемые Элла Александровна, Дмитрий Анатольевич, Александр Геннадьевич!

"Контртеррористическая операция" на Северном Кавказе длится десять лет, но террор продолжается. Обычные объяснения, - ограничена зона операции, недостаточны полномочия, - по нашему мнению, уводят от очевидного: сами методы "контртеррора" воспроизводят терроризм.

Это видно на примере Кабардино-Балкарии, казалось бы, мирной до октября 2005 года. Возникновение там фундаменталистского вооружённого подполья нельзя списать на "боевиков, которых вытеснили из Чечни".

Первая причина - подмена противника: борьба зачастую ведётся не с террористами, а с теми, кто исповедует ислам, отличный от традиционных для этих мест суннитского, или суфийских тарикатов. Салафизм, который в России называют ваххабизмом. Угроза? Безусловно - как любое учение, тотально регламентирующее повседневность и стремящееся определять политику. Можно проследить, как лидеры кабардино-балкарского джамаата, исходя из своего понимания вероучения, логически, шаг за шагом шли к вооружённому выступлению.

Но этот путь они проделали совместно с официальными структурами, духовными и светскими.

Неизбежно ли осуществление этой угрозы?

Есть опыт мирного сосуществование традиционной и "ваххабитской" общин - в Дагестане, в Цумадинском районе, накануне "второй чеченской" начались совместные пятничные молитвы. Что же превратило общины так называемых "молящихся мусульман" в вооружённое подполье?

Включение во внутриконфессиональные отношения "административного ресурса": духовные управления мусульман пытались апеллировать к властям светским. А милиции легче было ловить не боевиков реальных групп зарождавшегося террористического подполья, а прихожан "неправильных" имамов. Начиная с закрытия мечетей и молельных комнат, "силовики", будто по списку, шаг за шагом, выполняли условия, при которых эти общины предсказуемо радикализовывались, и просто обязаны были стать боевыми группами.

Так осуществлялась скрытая в салафизме угроза. Примеры можно продолжать.

Но разговор о мотивах теряет смысл, когда люди берут в руки оружие. Тогда государство может и обязано использовать силу для защиты граждан. Но тут важны средства, которые порою меняют цель.

После боев началось следствие, под судом - 58 человек. Казалось бы, очевидность содеянного, и очевидная обоснованность действий властей делало возможным их сплочение с обществом. Но...

Расул Кудаев, бывший узник Гуантанамо, вернувшийся в Нальчик, был известен журналистам, и провел 13-14 октября "на телефоне". Обвинение - стандартное: "нападение на объекты". Многие обвиняемые в нападениях не участвовали, но следствие ушло от исследования деяний КАЖДОГО В ОТДЕЛЬНОСТИ. Но в обвинительном заключении фигурируют Масхадов (убит за полгода до событий) и Хаттаб (убит за три с лишним года), и планы построения общекавказского исламского государства. Следствие отказалось от понимания террористического акта как конкретного деяния конкретного человека, за которое его судят.

Задержанных в Нальчике пытали - доказательства этого есть в самом деле. Пытки в "контртеррористических" делах - не исключение, а система. Не все эти дела сфабрикованы - но доля таковых значительна. За решетку попадает невиновный, а террорист остаётся на свободе...

Всё это лишает государство главного - морального - преимущества перед террористическим подпольем.

Возможность использовать это превосходство была упущена в Кабардино-Балкарии в 2005-м. Так же было в Дагестане в 1999-м, в Чечне в 2000-м, в Ингушетии в 2004-м.

Государство создает и привлекательный образ подполья как страдающей стороны, и его мобилизационную базу, а само воспринимается обществом не как источник права и справедливости, не как защита от террористов, а как источник опасности.

Можно ли сделать иначе? Иной подход к борьбе терроризмом показывает президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. Иное дано - если не повторять ошибки снова и снова только для того, чтобы доказать свою правоту.

19 мая 2010 года

Автор:Александр Черкасов
20.05.2010 в 14:51Юсуф Бахтин
Очень толковое выступление,жаль, что не было озвучено на встрече с Медведевым - возможно, были бы получены интересные отклики и развиты какие-то положения доклада. Одна из проблем, существующих во взаимоотношениях власти и мусульман, - отсутствие понимание того, что такое салафизм и по каким критериям различается салафизм умеренный и радикальный. Такого однозначного ответа, на который могли бы опираться в своей деятельности и чиновники, курирующие на местах вопросы религии, и силовики ( а среди них есть люди, готовые прислушиваться к мнениям экспертов на эту тему), до сих пор нет. Так же как нет понимания того, что в значительной мере "покрывание в хиджабы" и реисламизация - это ответ на кризис морально-нравственных оснований, характерных для северокавказских культур. А с проявлениями этого кизиса молодые люди сталкиваются на каждом шагу. Задача видится в том, чтобы не подавлять умеренных салафитов, а находить точки соприкосновения с традиционными мусульманами, причем это должна быть улица с двусторонним движением. И в исламском философском наследии есть концепции, позволяющие это сделать. Другой немаловажный вопрос - кто представляет мусульман перед государством в муфтиатах? Мне была рассказана не одна история о том, как выстраивая "хорошие отношения" с местными властями, чиновники из муфтиатов решают прежде всего свои проблемы, например, трудоустройства своих детей, не говоря уже о том, что некоторые оказываются и нечистыми на руку. По Нальчику - дело все-таки передано не суду присяжных, а профессиональным судьям; рассмотрение нападения на Нальчик открытым судом присяжных было значимо не только для 58 подсудимых, но и для всех граждан Кабардино-Балкарии. Но теперь уже тот небольшой шанс для того, чтобы люди в реальном режиме увидели, как работают институты гражданского общества - упущен.