ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Представители федеральных структур, задержавшие в 2002 году Магомеда-Салеха и Магомеда-Али Ильясовых, не предъявили документов, удостоверяющих личность, вели себя грубо и агрессивно, угрожали членам семьи, рассказала мать молодых людей Жугурхан Ильясова, признанная Европейским судом по правам человека потерпевшей.
Напомним, 10 июня 2010 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал Российскую Федерацию ответственной в исчезновении в 2002 году двоих жителей Чечни Магомеда-Салеха и Магомеда-Али Ильясовых.
Заявительницей по этому делу выступила их мать, жительница села Катыр-Юрт Чеченской республики Жугурхан Ильясова, ее интересы представляли юристы Правозащитного центра "Мемориал" и Европейского центра защиты прав человека (EHRAC, Лондон).
По словам Ильясовой, рано утром 12 ноября 2002 года ее сыновья были задержаны ворвавшимися в их дом сотрудниками федеральных силовых структур. При этом силовики не предъявили документов, удостоверяющих их личность, вели себя грубо и агрессивно, угрожали заявительнице и членам ее семьи.
Как рассказала женщина, когда она попыталась выяснить причины задержания сыновей, один из военнослужащих ударил ее прикладом автомата.
Когда из дома стали выводить третьего сына Ильясовой - Магомед-Саида - она упала в обморок, и его отпустили, сказав, чтобы он успокоил мать. Остальных братьев увезли на БТР в неизвестном направлении, сообщает ПЦ "Мемориал".
Через несколько дней после задержания заявительнице удалось узнать, что ее сыновья находятся в Ачхой-Мартановском РОВД. Однако когда Ильясова принесла туда одежду и еду для детей, сотрудники РОВД передачу не приняли, сказав, что Магомед-Али и Магомед-Салеха у них нет.
С ноября 2002 года заявительница, ее родственники и знакомые не оставляли попыток найти братьев Ильясовых и привлечь к ответственности виновных в их исчезновении.
По факту похищения Магомед-Али и Магомед-Салеха было возбуждено уголовное дело по ст.126 ч.2 УК РФ (похищение человека), которое неоднократно приостанавливалось и возобновлялось, передавалось в разные инстанции.
Решив, что расследование, проводимое российскими властями, бесперспективно, Ильясова в 2006 году обратилась в Европейский суд по правам человека.
Рассмотрев ее жалобу, ЕСПЧ признал власти РФ причастными к исчезновению Магомед-Али и Магомед-Салеха, а проводимое ими расследование обстоятельств исчезновения братьев Ильясовых - неэффективным.
Кроме того, суд признал нарушение ст. 3 европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод в отношении самой заявительницы (в связи с моральными страданиями) и присудил выплатить ей компенсацию 120 000 евро в счет морального вреда и 1061 евро судебных издержек.
РФ уже свыше ста раз признавалась виновной в подобного рода правонарушениях. В общей сложности в ходе судебных разбирательств в ЕСПЧ речь шла о более чем 200 мирных жителях, убитых или похищенных в ходе военных операций на Северном Кавказе. Судьба большинства из них до сих пор неизвестна.
При этом Россия продолжает удерживать первое место по количеству новых жалоб, направленных против нее в Европейский суд по правам человека. В прошлом году каждая третья жалоба, поданная в Страсбургский суд, была из России, в частности сто новых жалоб поступило из Чечни. В целом, так называемые "чеченские жалобы" составляют не больше 1-2% от общего количества обращений. Однако, как отмечает судья из РФ при Страсбургском суде Анатолий Ковлер, нарушения по ним очень серьезные, так как это нарушения основных статей Европейской конвенции по правам человека.
Ранее международная правозащитная организация Human Rights Watch подчеркивала, что из рассмотренных организацией 33 дел по заявлениям жителей Чечни до сих пор ни одно не завершилось привлечением к ответственности виновных.